ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Новикова Светлана Владимировна , Безродная Екатерина Александровна

УДК 373.2

Е. А. Безродная, С. В. Новикова

E. A. Bezrodnaya, S. V. Novikova

Безродная Екатерина Александровна, студентка 1 курса группы ФПДО-20, СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.
Новикова Светлана Владимировна, к. п. н., доцент, СибГИУ, г. Новокузнецк, Россия.

Ekaterina Aleksandrovna Bezrodnaya, 1st year student, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia.
Novikova Svetlana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FORMATION OF FAMILY REPRESENTATIONS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Annotation. The article discusses the formation of ideas about the family in older preschool children.

Ключевые слова: представления о семье, мероприятия, мотивационные приемы.

Keywords: ideas about the family, events, motivational techniques.

 

С рождения ребенок видит свою семью, взаимоотношения в ней, семейные роли, а значит у него складываются представления о семейной жизни по ее образцу. С первых дней ребенка, высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным и окружающим его людям, обеспечивают глубину и качество этого представления. Как подчеркивает И. А. Хоменко «если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, через 12-15 лет мы можем потерять целое поколение. Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей, которых воспитывают родители» [2, с. 201].

Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах педагогов Т. И. Ерофеева, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Т. Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.И. Тихеева и др. В ряде исследований Э.К. Васильева, С.И. Голод, А.Г. Харчев, предприняли попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания [1, с. 196].

В современных условиях образования основными принципами дошкольного образования, согласно ФГОС, являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Реализуя ФГОС в образовательной дошкольной организации можно организовывать в образовательном процессе мероприятия, формирующие у дошкольников представление о семье и ее ценностях:

  • создавать специальные ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких. Например, проводится беседа на тему «Семья». Большая часть детей охотно рассказывает о своих родителях и о членах своей семьи. После беседы, сообщается детям, что будет конкурс рисунков семьи, который состоится на следующий день. Таким образом, создается ситуация, ставящая детей перед необходимостью лучше узнать у родителей, что такое семья и кто в нее входит, чтобы изобразить на рисунке;
  • создавать проблемные жизненные ситуации, чтобы научить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи. Например, озвучивание ситуаций: «Бабушка с внуком идет из магазина. Неожиданно у нее порвался пакет, где лежали яблоки. Яблоки выпали на дорогу. Бабушка расстроена и не знает что же делать. Что вы будете делать?», «Мама купила шоколадку. В семье 4 члена семьи: мама, папа, дочь и брат. Как бы вы поделили шоколадку на всех членов семьи, чтобы никого не обидеть?»;
  • обращаться к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (рассказ о своей семье, рисование портрета, участие в праздниках, изготовление сувениров и т.д.). Например, на праздник «8 марта» постановка с детьми сценки на тему «Семья и ее члены». Жизненные сюжеты ставят детей перед необходимостью лучше узнавать свою семью и ее членов, замечать особенности семьи. Помимо этого, дети развивают все психически-познавательные процессы, артистизм и разыгрывание сюжетов являются хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала детей.

Организуя данную работу, можно использовать различные активные формы: беседы, чтение художественной литературы, решение конфликтных ситуаций с помощью дидактической игры, игры – упражнения.

Наиболее эффективно, на наш взгляд, является использование мотивационных приемов:

  • «Помоги мне». Например, разыграть жизненную ситуацию «Уборка в доме». Воспитатель просит помощи в распределении обязанностей между членами семьи.
  • «Научи меня». Например, попросить у детей совета как себя вести, когда заболел кто-то из членов семьи.
  • «Создание предметов своими руками». Например, создание детьми поделки или сувенира для членов семьи в праздник «Новый год».

Таким образом, у ребёнка старшего дошкольного возраста можно сформировать представления о счастливой заботливой семье, а также научить его понимать, что любовь выражается в заботе о своих родных, в сочувствии и помощи им.

Список литературы

  1. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]. / Т. А. Куликова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. : ил. – 37.018.1(075.32).
  2. Хоменко, И. А. Семейная педагогика в учебной литературе: проблема отражения нового знания [Текст]. / И. А. Хоменко. – Универсум. Вестник Герценовского университета, 2016. – № 1. – С. 242. : ил. – 37.013.

PDF