ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВЕЛИКОЕ ИЗ МАЛОГО»

Раздел: Обучение и воспитание детей дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов, и подростков в контексте современных проблем и перспектив образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Алиева Татьяна Мансуровна

УДК 37.013.42

Т. М. Алиева

T. M. Alieva

Алиева Татьяна Мансуровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ ООШ № 2, п.г.т. Смышляевка, муниципального района Волжский Самарской области, Россия.

Tatyana Mansurovna Alieva, teacher of russian language and literature, School No. 2, Smyshlyaevka village, Volzhsky municipal district, Samara region, Russia.

 

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВЕЛИКОЕ ИЗ МАЛОГО»

CAREER GUIDANCE WORK WITH STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT «GREAT FROM SMALL»

 

Аннотация. В статье рассказано о формах и методах работы, реализуемых в рамках профориентационного проекта «Великое из малого». Школьники на уроках знакомятся с профессиями, востребованными в наше время. Данные занятия формируют представление детей о своей дальнейшей деятельности, что способствует самореализации в пространстве российского государства.

Annotation. The article describes the forms and methods of work implemented in the framework of the career guidance project «Great from small». Students in the classroom get acquainted with the professions that are in demand in our time. These classes form the children's idea of their future activities, which contributes to self-realization in the space of the Russian state.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, ожидаемые результаты, учащиеся школы.

Keywords: career guidance, career guidance work, expected results, students of the school.

 

Как показала моя рабочая практика, современные дети, к сожалению, не ориентируются в профессиях, востребованных в нашей стране, и не знают историю страны, тем самым лишают себя ощущения причастности к сегодняшнему дню и гордости за те события, которые были в прежний период. Учитель, к счастью, имеет возможность заниматься гражданско – патриотическим воспитанием не только на внеурочной деятельности, но и во время уроков. Так, при изучении литературных произведений или определённых тем по русскому языку, я выделяю «пятиминутку» на то, чтобы в свободной форме познакомить детей с профессиями или рассказать им об исторических фактах, или напомнить о личностях, вершивших судьбу нашей страны. Данная форма работы позволяет детям либо узнать новую информацию, либо вспомнить ранее полученную и подстёгивает учащихся к дальнейшему самостоятельному поиску и углубленному изучения материала гражданско-патриотической направленности.

Выполнению данной работы способствует реализация профориентационного проекта «Великое из малого».

Цель проекта: помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии.

Ожидаемые результата реализации профориентационного проекта «Великое из малого»:

  • дети, заинтересовавшись дополнительным материалом, полученным на уроке, самостоятельно более углубленно изучают его, проявляют интерес к познанию;
  • происходит развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;
  • получая информацию о профессиях, востребованных в наше время, у учащихся формируется представление о своей дальнейшей деятельности; учащиеся будут иметь возможность самореализоваться в пространстве российского государства;
  • происходит становление активной гражданской позиции и патриотического сознания учащихся.

Профориентационный проект «Великое из малого» уникален тем, что реализуется непосредственно на уроках. Таким образом, фиксируется широкий охват учащихся старших классов. Работа по данному направлению позволяет сочетать традиционные методы с современными инновационными технологиями.

Методы работы, применяемые в рамках реализации профориентационного проекта «Великое из малого»: частично-поисковый, обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Формы деятельности, применяемые в рамках реализации проекта и используемые в процессе формирования УУД на уроках: работа со словом, словарные диктанты, сочинения-миниатюры, составление словариков, презентации, самостоятельная работа, ребусы, загадки, обсуждение.

Занятия в данном направлении начинаются после предварительной работы учителя. Именно она способствует продуктивному результату и достижению цели.

  • Во-первых, необходимо проанализировать и в случае необходимости переработать технологические карты уроков. По предмету «литература», в том числе, нужно провести анализ изучаемых произведений, делая акцент на героях и их профессиональной деятельности. Таким образом, формируется «банк» тем, над которыми идёт дальнейшая работа.
  • Во-вторых, нужно каждую тему сопоставить с профессиями, актуальными на сегодняшний день. Для этого можно воспользоваться «Атласом новых профессий». Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Самая последняя версия, Атлас 3.0, написана специально для подростков, простым и увлекательным языком и полна интересных историй о специалистах будущего [1].
  • В-третьих, нужно выбрать метод работы и форму деятельности, которые будут применены на уроке для ознакомления детей с миром профессий и реализации цели профориентационного проекта «Великое из малого».

Данный проект позволяет расширить знания детей не только в области профориентации, но и даёт возможность рассказать учащимся об исторических фактах, или напомнить о личностях, вершивших судьбу нашей страны (табл. 1).

Список литературы

  1. Атлас новых профессий – профессии будущего [Электронный ресурс]. – URL : http://atlas100.ru/
  2. Великая отечественная война 1941-1945 [Электронный ресурс]. – URL : https://great-patriotic-war1941-1945.jimdofree.com/полководцы-вов/
  3. ПроеКТОриЯ [Электронный ресурс]. – URL : https://proektoria.online/

PDF