ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Раздел: Проблемы организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и пути их решения

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Груздева Елена Геннадьевна

УДК 372.891

Е. Г. Груздева

E. G. Gruzdeva

Груздева Елена Геннадьевна, учитель географии, МБОУ «Лицей № 36», г. Осинники, Россия.

Gruzdeva Elena Gennadievna, geography teacher of Municipal budgetary educational institution «Lyceum № 36», Osinniki, Russia.

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AS A WAY TO DEVELOP COGNITIVE INTEREST IN GEOGRAPHY CLASSES

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования информационно-коммуникационных технологий при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах урока. Разнообразные формы и методы работы с использованием ИКТ позволяют адаптировать предметный материал на конкретного ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Целесообразность применения данных технологий при работе с особыми детьми на уроке в режиме онлайн подтверждена многолетним опытом учителя и достижениями учеников.

Annotation. The article considers the possibility of using information and communication technologies in teaching students with special needs at different stages of the lesson. Various forms and methods of teaching with the use of ICT allow adapting the subject material to the needs of a student, taking into account his or her individual features.  The appropriateness of the use of these technologies when working with special children in an online lesson is confirmed by many years of experience of the teacher and the achievements of students.

Ключевые слова: информационно коммуникационные технологии, способ формирования, познавательный интерес, дети с ОВЗ, уроки в режиме онлайн, география.

Keywords: information and communication technologies, the way to develop, cognitive interest, children with special needs, online lessons, geography.

 

Интерес является одним их ведущих факторов, влияющих на качество усвоения ребёнком учебного материала, т. к. он побуждает ученика к действиям и способствует удовлетворению его внутренних потребностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета и учебника, средств, методов, формы организации обучения, видов познавательной деятельности и др. [1]. Однако, на мой взгляд, не менее важным фактором является физическое и психическое здоровье ребенка, его индивидуальная готовность к восприятию и усвоению предметного материала. К сожалению, в последнее время наблюдается рост числа особенных детей, которые нуждаются в несколько ином подходе к процессу обучения. Это дети, которые имеют отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы, а также различных болезненных состояний нервной системы – неврозов. Часто это дети с выраженными физическими проблемами, например с ДЦП, которые имеют большие трудности при чтении и письме. У значительной части особых детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и слуха, возможностями ориентироваться в пространстве и т.д. Все это приводит к тому, что у ребенка проявляется повышенная утомляемость, иногда раздражительность, замедленность мыслительных процессов и действий, трудности с переключением на другие виды деятельности и др.

География – предмет, который изучает окружающий нас мир, открывает для ученика красоту нашей Земли, уникальность ее природы  и особенности людей, живущих на этой планете! Ребенок каждый день общается с этим окружающим миром в разных ситуациях: ухаживает за своим любимым цветком, смотрит передачу про природу, наблюдает за снежинками или капельками дождя за окном.  Но иногда только на уроке, он делает для себя важнейшие открытия о том, как устроен этот мир и сколько еще в нем необычного и интересного. Для меня, как для учителя, важно, несмотря на имеющиеся затруднения, помочь ребенку делать открытия интересно и с удовольствием!

Для развития познавательного интереса на своих уроках использую разнообразные методы и приемы, которые способны активизировать мыслительную деятельность ученика и создать положительную атмосферу для восприятия: приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на виртуальной местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение); наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод, игровой и исследовательский методы. С целью исключения утомления и потери интереса у ребенка на уроке сочетаю разнообразные виды деятельности и своевременно их чередую.

Работа в режиме онлайн с особыми учениками дает мне большие возможности использования на уроках информационно - коммуникационных технологий. Причем это могут быть как готовые интернет ресурсы, так и разработанные мной, для конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Так, при знакомстве с новым материалом, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка, использую разнообразные компьютерные демонстрации: схемы, таблицы. При необходимости использую динамические модели, чтобы ребенок мог проследить процесс и этапы формирования изучаемого явления. Большой интерес вызывает у моих учеников просмотр видеофильмов, анимационных учебных фильмов, презентаций, виртуальных экскурсий. Использование анимации при изучении тем, где необходимо показать движение, делает демонстрацию интересной и выразительной. Все это позволяет ученику наглядно увидеть процессы, происходящие в различных геосферах, часто невидимо для человека, упрощает запоминание, помогает ребенку понять причинно-следственные связи, способствует формированию образного мышления. При такой форме работы ребенок проявляет интерес к изучаемому, включается зрительная, слуховая и моторная виды памяти. Все это способствует формированию устойчивых визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно - рефлекторных связей центральной нервной системы. Однако при этом нельзя перегружать урок данным видом работы, т.к. при дистанционном обучении ученик достаточно большое количество времени работает за компьютером.

Карта – важный источник знаний в обучении географии. Она служит одновременно средством наглядности, объектом изучения и источником знаний. Большие возможности открываются для нас при работе с интерактивными картами или картами, созданными при помощи «1С: Конструктор интерактивных карт». После выполнения заданий ребенок сразу видит свой результат т.к. проверка происходит автоматически и получает возможность улучшить его, при необходимости сделать это неоднократно, что благоприятно сказывается на запоминании того или иного материала и создает ситуацию успеха.

Предметные тренажеры по разным темам способствуют закреплению полученных знаний и навыков и позволяют ребенку оценить свои достижения в изучении конкретного материала. При этом ребенок может работать с тренажерами не только на уроке, но и самостоятельно, исходя из внутренних побуждений. Важно в этой ситуации подобрать и предложить ребенку такой тренажер, чтобы он был для него посилен и интересен.

Уроки контроля знаний у обучающихся, как правило, вызывают некоторое волнение. Чтобы избежать состояния тревожности, на уроках использую разные формы проверки качества знаний, которые выбираются с учетом состояния и возможностей ребенка. При работе с учеником в режиме онлайн возможности использования различных форм контроля с автоматической проверкой ответов значительно расширяются. Это, например, контроль в форме онлайн-игры, кроссворда. Когда ребенок включен в игровую ситуацию, даже на таком ответственном этапе урока, напряжение ослабевает и возрастает интерес к происходящему, т. к. в игре он участвует по естественному желанию.

Применение информационных технологии в обучении способствуют формированию специальных навыков у детей с различными познавательными способностями. Ребенок, при необходимости, может сам получать интересную для него информацию, используя при этом разнообразные источники. Дети с удовольствием составляют презентации, готовят сообщения по разным темам, а затем делятся на уроках впечатлениями о своих открытиях.

Большой интерес у моих учеников вызывают различные конкурсы и олимпиады, проводимые в режиме онлайн. При такой работе ученики могут не только продемонстрировать свои возможности, но и сравнить свои достижения с учениками из других школ, и даже городов нашей страны. Это в значительной мере способствует социализации особых детей.

Список литературы

  1. Выготский, Л. Педагогическая психология [Текст]. / Лев Выготский. – М. : АСТ [и др.], 2005. – 670 с.: табл.; 22 см.; ISBN 5-17-027239-1.

PDF