ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К РАБОТЕ С ДИСТАНЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Шестакова Лидия Геннадьевна , Якупова Елена Раффаковна

УДК 378.147

Л. Г. Шестакова, Е. Р. Якупова

L. G. Shestakova, E. R. Yakupova

Шестакова Лидия Геннадьевна, к. п. н., заведующая кафедрой, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Соликамск, Россия.
Якупова Елена Раффаковна, учитель физики, МАОУ «СОШ с УИОП № 3» (г. Березники); магистрант, ПГНИУ, г. Соликамск, Россия.

Shestakova Lidiya Gennadievna, candidate of pedagogical Sciences, head of department, PSU, Solikamsk, Russia.
Yakupova Elena Raffakovna, teacher, School № 3 Berezniki; master's degree student, PSU, Solikamsk, Russia.

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ К РАБОТЕ С ДИСТАНЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL DIRECTIONS TO WORK WITH REMOTE TECHNOLOGIES

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов использования дистанционных технологий в работе со школьниками. Подготовка студентов-педагогов включает в себя обучение использовать дистанционные технологии в обучении и для повышения квалификации.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the issues of using distance technologies in work with schoolchildren. The training of student teachers includes training to use distance technologies in teaching and for advanced training.

Ключевые слова: дистанционные технологии, подготовка педагогов, обучение школьников, повышение квалификации.

Keywords: distance technologies, training of teachers, education of schoolchildren, advanced training.

 

Непрерывный стремительный процесс развития информационных технологий стал частью современной жизни. Серьезные технологические изменения, интенсивность современной жизни, а также пандемия COVID-19 внесли существенные изменения в жизнедеятельность человека. На сегодняшний день происходит переход к активному использованию дистанционного обучения. Как отмечает А. В. Пеша [4], динамика изменения современной жизни за несколько месяцев обратила внимание на развитие компетенций специалистов в «области владения цифровыми технологиями и онлайн коммуникациями» [4]. Не остались в стороне и педагоги, на которых в настоящее время возросла нагрузка в плане изменения всей системы обучения, связанной с овладением надпрофессиональными компетенциями, с применением цифровых технологий [4]. Возникла потребность в подготовке студентов педагогических направлений широко применять в профессионально деятельности цифровые технологии.

Цель статьи: описать направления подготовки будущих педагогов использовать дистанционных технологии.

Понятия дистанционного и электронного обучения анализируются в статье А. А. Занковой [3]. Дистанционное представляет собой формализованную систему обучения, специально предназначенную для удаленного взаимодействия педагога и обучающихся (которые отделены по времени и/или физическому месту от преподавателя) с использованием электронной связи. Дистанционное обучение включает в себя предварительно подготовленный текст, аудио и/или видеокурсы, обучающие образовательные платформы, вебинары, кейс-технологий, учебные телеконференции. Обучение осуществляется посредством внедрения компьютерных и электронных технологий для подключения преподавателя и ученика, как в реальном времени, так и по мере необходимости. Э. Р. Гузуева [1] рассматривает особенности и возможности дистанционного обучения, сетевого взаимодействия. Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин [2] пишут о возможностях совершенствования учебного процесса с помощью дистанционных технологий. Л. Г. Шестакова и А. В. Белоус [5] выделяют направления использования дистанционных технологий в учебном и научном процессах вуза.

Под электронным обучением (E-learning) «понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействия обучающихся и педагогических работников» [1, 2]. Рассмотрим два направления использования дистанционного образования, к которым необходимо готовить студентов педагогических направлений.

Во-первых, организация работы педагога с обучающимися. Главная цель – это предоставить ученику возможность получить и/или расширить, углубить образование на дому, оказать педагогическую и консультативную помощь. В соответствии с техническими возможностями обучающегося определяется, какими электронными ресурсами будет пользоваться педагог. Для этого применяются разные модели обучения, в зависимости от ситуации.

  • Обучение в режиме онлайн (уроки проводятся с использованием обучающих платформ, например ZOOM, Googl Classroom, Googl Sites, использование сервиса Skype, запись видеоурока на YouTube, также используется закрытая группа в социальных сетях, например, VK, Facebook).
  • Занятия с детьми на домашнем обучении (способ организации учебного процесса, для детей, которые имеют серьезное заболевание без нарушения интеллекта). Если ребенок не может заниматься на онлайн-уроке, то задания, тесты, теоретический материал ему направляются по электронной почте. Он выполняет работы и направляет их педагогу, также по электронной почте.
  • Занятия со слабоуспевающими детьми позволяют использовать обучающие интерактивные упражнения и игры, которые на наглядных примерах, приближенных к реальным условиям дают возможность ребенку понять изучаемый материал. Такие упражнения можно создавать самому педагогу, например, в модуле LearningApps.org. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (на классификацию, тесты и т.д.).
  • Занятия с одаренными и высокомотивированными учащимися эффективно проводятся с помощью дистанционных технологий и являются одним из способов поддержки образования одаренных детей (участие школьников в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах, создание ученических проектов, презентаций, обучающих программ, использование материалов сети Интернет). Предложение обучающимся дополнительно заниматься на имеющихся образовательных порталах.

Во-вторых, повышение профессионального уровня педагога с помощью дистанционного обучения, которое расширяет возможности для профессионального роста педагогов. Хорошо организованное дистанционное обучение позволяет использовать несколько стилей обучения: онлайн профессиональные курсы, курсы повышения квалификации, вебинары и др.

Для большинства педагогов доступ к качественному образованию является потребностью, которая недостаточно удовлетворена с помощью традиционных средств. Дистанционное обучение хорошо подходит для повышения профессионального уровня педагога без отрыва от работы, экономически выгодно, сокращает временных затрат на обучение (сбор, время на дорогу). Дает возможность педагогу самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

К выделенным направлениям работы необходимо в вузе готовить будущих педагогов. Это позволит им использовать возможности дистанционных технологий в работе со школьниками в урочной и внеурочной деятельности.

 Список литературы

  1. Гузуева, Э. Р. Особенности и формы педагогического сетевого взаимодействия в подготовке специалистов в сфере информатики [Текст]. / Э. Р. Гузуев. // Научные исследования в образовании, 2017. – № 2. – С. 42-45.
  2. Ермакова, Т. И. Совершенствование технологий обучения, обеспечивающих развитие онлайн-обучения [Текст]. / Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин. // Инновационные технологии в образовательной деятельности. – Нижний Новгород : НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2020. – С. 114-120.
  3. Занкова, А. А. Интерпретация понятия «электронное обучение» в российских и зарубежных публикациях [Текст]. / А. А. Занкова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2018. – № 2. – С. 25-35.
  4. Пеша, А. В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в формате онлайн [Текст]. / А. В. Пеша // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. – М. – № 3. – Т. 2. – С. 19.
  5. Шестакова, Л. Г. Направления использования в вузе возможностей цифровизации образования [Электронный ресурс]. / Л. Г. Шестакова, А. В. Белоус. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2020. – № 2 (65). – С. 53-56. – URL : http://infed.ru/articles/951/ (дата обращения : 22.12.2020).

PDF