ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Холмогорова Елена Ивановна , Замошникова Надежда Николаевна

УДК 378.1

Е. И. Холмогорова, Н. Н. Замошникова

E. I. Kholmogorova, N. N. Zamoshnikova

Холмогорова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), г. Чита, Россия.
Замошникова Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ), г. Чита, Россия.

Elena Ivanovna Kholmogorova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University, Chita, Russia.
Nadezhda Nickolaevna Zamoshnikova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University, Chita, Russia.

 

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING AT THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения в вузе в ситуации перехода на дистанционный режим работы в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Annotation. The article deals with the problems of organization distance learning at a university in the situation of the transition to a remote mode of work in the context of the spread of coronavirus infection COVID-19.

Ключевые слова: организация дистанционного обучения, учебный процесс, дистанционное обучение, коронавирусная инфекция COVID-19.

Keywords: organization of distance learning, educational process, distance learning, coronavirus infection COVID-19.

 

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой и пандемией высшее образование весной 2020 года вынуждено было перейти в дистанционный формат в очень короткие сроки, что, естественно, не могло не повлиять на сам процесс обучения и его итоговый результат, то есть обученность студентов. В данной статье попытаемся кратко рассмотреть те проблемы, с которыми столкнулись многие вузы на примере Забайкальского государственного университета.

Переход на дистанционное образование, которое в данном случае больше представляло собой организацию самостоятельного обучения с возможностью поддержки взаимосвязи в виртуальном пространстве, практически сразу выявил определенные проблемы, отметим основные из них. Во-первых, недостаточная техническая оснащенность. Не все преподаватели, не говоря уже о студентах, имеют в личном пользовании хорошие компьютеры или ноутбуки, у студентов, как показал проведенный впоследствии опрос, отсутствует стабильное подключение к интернету. Отметим, что в некоторых районах Забайкальского края отсутствует не только интернет, но и мобильная связь. Во-вторых, даже при наличии техники и интернета выявилось недостаточное владение соответствующими информационными технологиями у обеих категорий пользователей. В-третьих, нельзя не отметить отсутствие методической подготовки преподавателей к проведению занятий в таком формате. В-четвертых, психологическая неготовность к использованию информационных и технологий дистанционного обучения, как у части профессорско-преподавательского состава, так и у многих студентов.

Рассмотрим эти проблемы подробнее. О дистанционном образовании говорилось много, были выявлены его положительные и отрицательные стороны [1, 2, 3]. Для работы в дистанционном формате существует достаточно большое количество инструментов. Вот некоторые из них: Zoom, Discord, GoogleClass, BigBlueButton, Moodle, Core, Padlet, Miro, Kahoot и т.д. Эти инструменты позволяют проводить занятия в онлайн режиме или в режиме голосового чата, позволяют демонстрировать экран, на котором можно показывать студентам работу в различных средах. Также можно создавать доски с заданиями, разрабатывать опросы в игровой форме, полностью разрабатывать онлайн курсы. Большинство инструментов можно использовать бесплатно, но большая часть инструментов англоязычная.

Так от чего возникли проблемы с дистанционным форматом обучения, с его методической составляющей и с психологической готовностью к его использованию. В первую очередь это связано с неготовностью преподавателей к такому формату обучения, т.к. не совсем понятно, что можно использовать и когда, как интегрировать с имеющимися системами. Достаточно значительная часть преподавателей это люди старше 60 лет, некоторые из них плохо владеют информационными технологиями, многие не владеют на достаточном уровне английским языком. Еще одна причина – это отсутствие желания разрабатывать какие-то материалы для дистанционного обучения или нехватка времени для этого. На самом деле это большая проблема, ведь для того, чтобы разработать хотя бы доску в Miro, нужно хорошо разобраться самому в этом инструменте, научить пользоваться ею студента и самое главное суметь грамотно разработать доску с заданиями, чтобы она была понятна, содержательна и проверяема. Даже простой zoom требует времени, чтобы научиться работать с ним. Как отмечали затем в своих ответах преподаватели и студенты, такой вариант обучения требует от них гораздо больше времени, чем очный формат обучения. Вуз предложил инструмент BigBlueButton для проведения онлайн лекций, данный инструмент допускает общение в текстовом чате и в голосовом чате, позволяет проводить видео-лекции и демонстрировать свой экран. Не все преподаватели были готовы самостоятельно работать с этой системой и не у всех имелись технические возможности. Поэтому, в итоге в основном работа свелась к электронной почте.

Для успешной работы в формате дистанционного образования требуется полностью поменять методику преподавания предметов. Для решения этой проблемы необходимо обучать преподавателей работе в дистанционном формате, нужно четко учить работе с конкретными инструментами, объяснять, как и где их можно применить, учить нужно так, чтобы преподаватель сразу мог использовать инструмент. Преподаватели должны уметь составить свое занятие таким образом, чтобы это была не просто «говорящая голова» в течение всего занятия, нужно включать в занятие и видео-лекции на небольшое время, и текстовые инструкции по выполнению заданий, и доски с заданиями, уметь разделять студентов в закрытые каналы, чтобы они не списывали друг у друга, включать в занятие игровые элементы, например, опрос в игровой форме и т.д. Если преподаватель сможет создать интересное занятие, то и студенты будут более ответственно относиться к обучению, проявиться их заинтересованность в предмете.

Во-вторых как уже было сказано выше, не все студенты проживают в городе, многие живут в районах края и поэтому не у всех студентов была возможность выхода в интернет, т.к. в Забайкальском крае большое количество отдаленных районов не имеет мобильной связи. Также не все студенты имеют технику, требуемую для выхода на онлайн лекции, некоторые договаривались с администрацией поселения, но это получалось не всегда. Серьезные проблемы у студентов возникли и в связи с отсутствием требуемого программного обеспечения. Некоторое ПО, изучаемое в вузе, платное, поэтому не каждый студент имеет возможность его приобрести. Еще сказалось и низкая ответственность многих студентов. Все эти причины привели к тому, что большая часть студентов на конец семестра имела задолженности по предметам.

Эти проблемы решить сложнее, но нужно искать выход. Например, разрешать использовать студентам альтернативное бесплатное программное обеспечение, не выставлять студентам дедлайны сдачи домашних работ, для студентов, не имеющих возможности выйти на онлайн лекцию, дублировать лекции в текстовом формате. Нужно обязательно проверять все работы, которые студент высылает на проверку, подробно указывать на ошибки, объяснять, как их устранить, чтобы студенты не чувствовали себя «брошенными», это поможет поддерживать взаимосвязь со студентами и как следствие самомотивацию студента.

В связи с возникшими проблемами можно сделать вывод, что дистанционное образование должно быть лишь дополнением к очному образованию, и может быть использовано в критических случаях, как в случае с COVID-19. Опыт работы в дистанционном формате показал необходимость использования традиционных форм образования, несмотря на технический прогресс и быстрое развитие информационных технологий.

Список литературы

  1. Козлова, Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования [Текст]. // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова, 2013. – Спецвыпуск № 1. – С. 36-40.
  2. Осипова, Л. Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии [Электронный ресурс]. / Л. Б. Осипова, О. М. Горева. // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 5. – URL : http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения : 06.12.2020).
  3. Рябченко, О. Все за и против дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс]. / О. Рябченко. // Обзор статей из журнала IEEE Communications Magazine. – URL : http://www.internews.ru (дата обращения : 05.12.2020).

PDF