ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Ковтуненко Юлиана Анатольевна

УДК 372.881.111.1

Ю. А. Ковтуненко

I. A. Covtunenco

Ковтуненко Юлиана Анатольевна, учитель английского языка, МОУ «Рыбницкая русско-молдавская средняя общеобразовательная школа № 9», г. Рыбница, Молдова.

Covtunenco Iuliana Anatolievna, English teacher, MEO «Rybnitsa Russian-Moldavian secondary general school № 9», town Rybnitsa, Moldova.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

THE USE OF VIDEOMATERIALS AT ENGLISH LESSONS AS THE MEAN OF INCREASING MOTIVATION IN EDUCATION

 

Аннотация. В статье представлена целесообразность применения видео на уроках английского языка. Рассмотрена основная классификация видеоматериалов и методика работы с ними. Автор делает вывод о пользе видео для повышения мотивации к овладению английским языком и обогащению страноведческих знаний.

Annotation. The article presents the expediency of video using at English lessons. The basic classification of videos and methods of working with them are considered. The author concludes that there is benefit of video using for increasing motivation in English learning and enrichment of knowledge of country study.

Ключевые слова: видеоматериалы, мотивация, методика, страноведческая информация, аутентичные тексты.

Keywords: videomaterials, motivation, methods, country study information, authentic texts.

 

Мы живем во время высокой популярности английского языка, когда его изучают буквально все. Соответственно требования к владению английским языком возросли, что не могло не отразиться на школьном процессе обучения.

Каждому учителю хочется, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но хотят ли этого сами ученики?

На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов учеников не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса.

В связи с этим возникает необходимость повышения у школьника интереса к учебным предметам для целенаправленного и эффективного усвоения новой информации. Большую роль здесь могут сыграть информационные и телекоммуникационные технологии, так как в настоящее время они стали неотъемлемой частью современной жизни, соответственно и образования [2].

Изучение иностранного языка не может быть отделено от приобщения школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. Расширению страноведческих знаний и знакомству с культурой народа тоже могут поспособствовать видеоролики.

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Здесь главное учителю подобрать соответствующий материал, не очень сложный [1].

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации [5].

Видеоматериал может выполнять роль наглядности, но не статичной, а динамической. Он же может использоваться для иллюстрации языкового и речевого материала, для создания проблемной ситуации, на основании которой будет строиться монологическое или диалогическое высказывание [4].

На всех этапах обучения английскому языку доступны учебные видеоматериалы. Для видеоматериалов такого типа характерно обучение прямо с экрана, где ведущий демонстрирует образцы структур и объясняет их значение и употребление, выполняя роль учителя, но ни в коем случае не заменяя его.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование еще одного источника информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала [3].

На начальном этапе можно использовать обучающий мультфильм «Muzzy in Gondoland», а также ранние мультфильмы компании Disney. На среднем этапе трудно переоценить пользу видеокурса «Follow me». Использование таких пособий является дополнительным материалом и несет больше развивающую функцию. А вот если подобрать подходящий видеоролик и учителю разработать комплект упражнений, то в таком случае польза удвоится. Далее будет описан фрагмент урока, во время которого после демонстрации видео длительностью полторы минуты учащиеся выполняли упражнения, разработанные учителем. Данный урок проводился в 5 классе, и целью его было повторение следующих грамматических явлений: степеней сравнения прилагательных и порядковых числительных.

Видео можно посмотреть по данной ссылке https://www.youtube.com/watch?v=renh2H2MWzI.

Преддемонстрационый этап включал в себя работу со словами (fast, grass, king, horn, relatives).

Первое задание заключалось в том, что учащимся был дан список животных, а они во время просмотра должны были расставить их в таком порядке, как в ролике.

Далее, используя порядковые числительные, учащиеся составляли предложения, например: «The first animal is giraffe.», «The second animal is cheetah.», «The third animal is elephant.» и т.д.

Следующее задание включало в себя сравнение животных, используя прилагательные из видео. Например: Gazelle is faster than giraffe. Cheetah is the fastest animal. Кроме этого нужно было вставить пропущенные слова в текст и отметить утверждения, как «правда, неправда и не упоминалось». Упражнения по данному видеоролику выполнялись в течение 15 минут.

Заключительным этапом стало описание любого животного из данного видеоматериала. Так, используя такую форму работы, учителю удалось повторить необходимый грамматический материал и сделать урок более ярким и эмоциональным. Неудивительно, что ученикам такая форма работы понравилась намного больше, чем просто выполнение из сборников по грамматике.

Нужно отметить, что введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным. Также применение видео на уроках способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний.

Список литературы

  1. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст]. / О. И. Барменкова. // Иностранные языки в школе, 1999. – № 3.
  2. Барменкова, О. И. Эффективные приемы обучения английскому языку : Пособие для учителя [Текст]. / О. И. Барменкова. – Пенза, 1997.
  3. Верисокин, Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку [Текст]. / Ю. И. Верисокин. // Иностранные языки в школе, 2003. – № 5.
  4. Ильченко, Е. У. Использование видеозаписи на уроках английского языка [Текст]. / Е. У. Ильченко. // Первое сентября, Английский язык 2003. – № 9.
  5. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]. / Под. ред. Е. А. Мыслыко. – Минск, 1996.

PDF