РОЛЬ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Раздел: Использование информационно-коммуникационных технологий в общем, дополнительном, среднем профессиональном и высшем образовании

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Драбович Оксана Вячеславовна , Тарасова Наталия Михайловна

УДК 004

О. В. Драбович, Н. М. Тарасова

О. V. Drabovich, N. M. Tarasova

Драбович Оксана Вячеславовна, заместитель заведующего по образовательной деятельности, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 3 комбинированного вида», г. Рыбница, Молдова.
Тарасова Наталия Михайловна, заведующий высшей категории, МДОУ «Рыбницкий детский сад № 3 комбинированного вида», г. Рыбница, Молдова.

Drabovich Oksana Vyacheslavovna, Deputy Head for Educational Activities, MDOU «Rybnitsky Kindergarten No. 3 of a Combined Type», Rybnica, Moldova.
Tarasova Natalia Mikhailovna, head of the highest category, MDOU «Rybnitsky kindergarten No. 3 of a combined type», Rybnica, Moldova.

 

РОЛЬ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

ROLE OF ICT IN THE INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH PARENTS

 

Аннотация. В статье обосновывается применение ИКТ для эффективного взаимодействия педагогов и родителей в образовательных учреждениях.

Annotation. The article justifies the use of ICT for effective interaction between teachers and parents in educational institutions.

Ключевые слова: ИКТ, активизация взаимодействия, образовательные учреждения, обучение, воспитание, развитие.

Keywords: ICT, interaction activization, educational institutions, training, education, development.

 

Педагогов и родителей объединяют единые цели и задачи по созданию условий для формирования счастливых, здоровых, активных, жизнелюбивых, общительных детей, чтобы они в будущем успешно освоили программу школы и смогли реализоваться как успешные личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определена основная задача ДОУ, которая заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (их представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Эти задачи определяют новые формы работы ДОУ с семьей, которая включает как традиционную помощь семье в процессе воспитания детей, так и помощь в формировании компетентного родителя и осознанного родительства как составляющих успешной социализации ребенка.

Основой новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является тот факт, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, они лишь дополняют их воспитательную деятельность.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Термин «взаимодействие» предполагает процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, изучение и понимание педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания их детей в детском саду. Также оно подразумевает взаимное стремление родителей и педагогов налаживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности [2]. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важным фактом в современных условиях развития общества является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родителям предоставляется возможность свободно, по своему усмотрению, наблюдать жизнь и деятельность группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры [1]. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде совокупности трех составляющих: активность, осознанность, самостоятельность. Они позволяют перейти на новый уровень отношений родителей и педагогов, при этом особую роль играют активность семьи, ее инициатива и проявление сознательной позиции.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы.

В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии как нельзя лучше подходят для осуществления дифференцированного подхода в работе с родителями, который обеспечивает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Современные родители активно используют современные технологии: социальные сети, смартфоны, различные мобильные приложения. Это большой ресурс для налаживания эффективной коммуникации и дифференцированного взаимодействия.

На базе МДОУ «Рыбницкий детский сад № 3 комбинированного вида» педагогами осуществляется ряд мероприятий по активизации взаимодействия с родителями посредством коммуникационных технологий. Так с целью оповещения родителей о событиях из жизни детского сада были использованы электронная почта родителей, страница группы в социальной сети ВКонтакте, мобильное приложение Viber, образовательные маршруты. В первую очередь была создана база данных электронных адресов родителей. Связь с родителями по электронной почте позволяет обмениваться большими объемами информации.

Следующим задействованным ресурсом стала страница группы в социальной сети ВКонтакте. По инициативе родителей страница используется для обмена фото- и видеоматериалами с утренников и других мероприятий детского сада, интересными ссылками по развитию детей, информацией различного характера, касающейся текущей жизни группы. Воспитатель, в свою очередь, может дублировать здесь важные объявления, размещать групповые консультации по различным темам, освещать тематику текущей недели.

Достаточно широк охват родителей с помощью приложения Viber, так в младшей группе, списочный состав которой составляет 24 ребенка, родительская группа в мобильном приложении Viber составляет 21 человек.

Еще одним ресурсом, используемым педагогами, является образовательный маршрут – инструктивные материалы и методические рекомендации по организации целенаправленной образовательной или культурно-просветительской деятельности родителей с детьми в сети Интернет.

Результатом работы по внедрению ИКТ в процесс взаимодействия с родителями является повышение активности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Подводя итог, можно сказать, что использование ИКТ при взаимодействии с родителями усиливает взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; дает возможность учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетать индивидуальный подход к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; поддерживать взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременно влиять на родителей и детей; обеспечивать в работе с родителями определенную последовательную систему мероприятий. Без использования информационных технологий и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.

Список литературы

  1. Овинникова, О. В. Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка [Электронный ресурс]. / О. В. Овинникова. – URL : https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-vo-vzaimodeystvii-dou-i-semi-v-interesah-razvitiya-rebenka-2033826.html (дата обращения : 16.01.2021).
  2. Калинова, О. А. Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей [Текст]. / О. А. Калинова. // Молодой учёный, 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 75-77.

PDF