ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Попова Лариса Георгиевна , Фензель Светлана Анатольевна

УДК 372:8

Л. Г. Попова, С. А. Фензель

L. G. Popova, S. A. Fenzel

Попова Лариса Георгиевна, учитель математики, МБОУ «Гимназия № 17», г. Кемерово, Россия.
Фензель Светлана Анатольевна, учитель математики, МБОУ «Гимназия № 17», г. Кемерово, Россия.

Popova Larisa Georgievna, math teacher, MBOU «Gymnasium № 17», Kemerovo, Russia.
Fenzel Svetlana Anatolyevna, math teacher, MBOU «Gymnasium № 17», Kemerovo, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

FEATURES OF PREPARATION FOR ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORKS

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам, которые возникают при подготовке к Всероссийским проверочным работам, даются рекомендации по подготовке к ВПР.

Annotation. The article is devoted to the problems that arise in the preparation for the All-Russian verification works, recommendations are given for the preparation for the VPR.

Ключевые слова: алгоритм, проблемы, рекомендации.

Keywords: algorithm, problems, recommendations.

 

Несколько лет назад независимая оценка качества образования проводилась только за курс основной (ОГЭ) и средней школы (ЕГЭ). Однако если у школьника есть пробелы в знании предмета, то, даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать экзамен на высокий балл. И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых. Очень часто ни родители, ни учителя не осознают, что у ребенка есть проблемы. Всероссийские проверочные работы (ВПР), проводимые по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей страны, позволят вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения.

Успешность написания всероссийской проверочной работы по любому предмету зависит от подготовленности учащихся к проверочному испытанию.

ВПР не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены за учебный год, их результаты не влияют на годовую отметку.

Особенность всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, которые позволяют обеспечить одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. При написании ВПР оцениваются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные (уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями).

Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, которые приняты в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников.

Учителя должны понимать, что подготовить ученика к ВПР за пару дней и даже месяцев невозможно. Необходима кропотливая и систематическая работа.

Чтобы начать подготовку к ВПР каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы. Этому поможет следующий алгоритм подготовки к ВПР:

  1. Повторить перечень планируемых результатов по предмету.
  2. Подобрать задания для проверки уровня усвоения предмета.
  3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
  4. Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся [1].

Основываясь на собственном опыте, мы выявили следующие проблемы подготовки учащихся в части формирования метапредметных и предметных результатов:

  • недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся;
  • недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях.

Чтобы решить эти проблемы необходимо следующее:

  • планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений (ведение карт индивидуального контроля; разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР);
  • каждый урок включать задания по работе с текстами; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану;
  • организация «адресной» работы над ошибками;
  • разработка и использование дифференцированных домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений учащегося;
  • выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.

Важнейшими современными ресурсами в подготовке к ВПР являются информационно-коммуникационные технологии. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, обеспечивают прочность знаний. В своей практике мы используем следующие Интернет ресурсы:

Использование заданий, предложенных на данных сайтах, поможет не только организовать работу на уроке, но и разнообразить домашнее задание. Даст возможность проводить дистанционную подготовку к ВПР, облегчит проверку учителям.

Надеемся, что рекомендации, представленные в нашей статье, помогут успешно подготовить ваших учеников к ВПР.

Список литературы

  1. Моисеенко, Н. В. Эффективные приемы по подготовке к ВПР [Текст]. / Н. В. Моисеенко, И. Ю. Галушко, Т. Н. Воронкова. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.- практ. конф. – № 6(22). – Новосибирск : СибАК, 2019. – С. 39-41.

PDF