ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2
19 марта 2021 г.
Авторы: Попова Лариса Георгиевна , Фензель Светлана Анатольевна
УДК 372:8
Л. Г. Попова, С. А. Фензель
L. G. Popova, S. A. Fenzel
Попова Лариса Георгиевна, учитель математики, МБОУ «Гимназия № 17», г. Кемерово, Россия.
Фензель Светлана Анатольевна, учитель математики, МБОУ «Гимназия № 17», г. Кемерово, Россия.
Popova Larisa Georgievna, math teacher, MBOU «Gymnasium № 17», Kemerovo, Russia.
Fenzel Svetlana Anatolyevna, math teacher, MBOU «Gymnasium № 17», Kemerovo, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ
FEATURES OF PREPARATION FOR ALL-RUSSIAN VERIFICATION WORKS
Аннотация. Статья посвящена проблемам, которые возникают при подготовке к Всероссийским проверочным работам, даются рекомендации по подготовке к ВПР.
Annotation. The article is devoted to the problems that arise in the preparation for the All-Russian verification works, recommendations are given for the preparation for the VPR.
Ключевые слова: алгоритм, проблемы, рекомендации.
Keywords: algorithm, problems, recommendations.
Несколько лет назад независимая оценка качества образования проводилась только за курс основной (ОГЭ) и средней школы (ЕГЭ). Однако если у школьника есть пробелы в знании предмета, то, даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать экзамен на высокий балл. И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых. Очень часто ни родители, ни учителя не осознают, что у ребенка есть проблемы. Всероссийские проверочные работы (ВПР), проводимые по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей страны, позволят вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения.
Успешность написания всероссийской проверочной работы по любому предмету зависит от подготовленности учащихся к проверочному испытанию.
ВПР не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены за учебный год, их результаты не влияют на годовую отметку.
Особенность всероссийских проверочных работ – единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, которые позволяют обеспечить одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. При написании ВПР оцениваются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные (уровень сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями).
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, которые приняты в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников.
Учителя должны понимать, что подготовить ученика к ВПР за пару дней и даже месяцев невозможно. Необходима кропотливая и систематическая работа.
Чтобы начать подготовку к ВПР каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы. Этому поможет следующий алгоритм подготовки к ВПР:
- Повторить перечень планируемых результатов по предмету.
- Подобрать задания для проверки уровня усвоения предмета.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся [1].
Основываясь на собственном опыте, мы выявили следующие проблемы подготовки учащихся в части формирования метапредметных и предметных результатов:
- недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся;
- недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях.
Чтобы решить эти проблемы необходимо следующее:
- планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений (ведение карт индивидуального контроля; разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР);
- каждый урок включать задания по работе с текстами; задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану;
- организация «адресной» работы над ошибками;
- разработка и использование дифференцированных домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений учащегося;
- выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.
Важнейшими современными ресурсами в подготовке к ВПР являются информационно-коммуникационные технологии. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, обеспечивают прочность знаний. В своей практике мы используем следующие Интернет ресурсы:
- официальный сайт ВПР СтатГрад https://ru-vpr.ru
- сайт РЕШУ ВПР https://rus4-vpr.sdamgia.ru/
- сайт НИКО https://www.eduniko.ru
- сайт «Образовательные тесты» http://testedu.ru
- современный учительский портал https://easyen.ru
- Учи.ру https://uchi.ru/
Использование заданий, предложенных на данных сайтах, поможет не только организовать работу на уроке, но и разнообразить домашнее задание. Даст возможность проводить дистанционную подготовку к ВПР, облегчит проверку учителям.
Надеемся, что рекомендации, представленные в нашей статье, помогут успешно подготовить ваших учеников к ВПР.
Список литературы
- Моисеенко, Н. В. Эффективные приемы по подготовке к ВПР [Текст]. / Н. В. Моисеенко, И. Ю. Галушко, Т. Н. Воронкова. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.- практ. конф. – № 6(22). – Новосибирск : СибАК, 2019. – С. 39-41.