ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 2

19 марта 2021 г.

Авторы: Ожигова Ольга Сергеевна , Мезенцева Ольга Олеговна

УДК 373.51

О. С. Ожигова, О. О. Мезенцева

O. S. Ozhigova, O. O. Mezentseva

Ожигова Ольга Сергеевна, учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93», г. Новокузнецк, Россия.
Мезенцева Ольга Олеговна, учитель информатики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93», г. Новокузнецк, Россия.

Ozhigova Olga Sergeevna, teacher of computer science, MBOU «Secondary school № 93», Novokuznetsk, Russia.
Mezentseva Olga Olegovna, teacher of computer science, MBOU «Secondary school № 93», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

FORMATION OF MOTIVATION TO STUDY MATH

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме мотивации учащихся к изучению математики. Приводятся примеры используемых способов к повышению мотивации. Представлен опыт работы по формированию вычислительных навыков.

Annotation. The article is devoted to the problem of motivating students to study mathematics. Examples of methods used to increase motivation are given. The work experience on the formation of computing skills is presented.

Ключевые слова: мотивация, вычислительные навыки, устный счет, внеурочная деятельность.

Keywords: motivation, computing skills, verbal counting, extracurricular activities.

 

Главной целью современного образования на сегодняшний день является гармоничное развитие личности на основе формирования мотивации. Формирование мотивации обучающихся начинается на начальной стадии обучения. На это направлено, в процессе обучения, очень много современных и инновационных образовательных технологий [1, с. 189].

Однако, не смотря на многообразие методов, форм и способов обучения – мотивация у младших школьников при переходе в среднее звено в должной степени не сформирована и находится на низком уровне. Низкая мотивация обусловлена ситуацией «неуспеха» в изучении отдельных предметов, которые вызывают у ребенка трудности в усвоении материала. В результате чего, обучающемуся этот предмет не интересен, мотивации к его изучению у него нет.

Одним из таких предметов, где возникает большое количество трудностей в усвоении материала, является математика.

Но еще есть возможность, в течение двух лет обучения (5-6 класс), сформировать должную мотивацию и заложить основные навыки вычислений на уроках математики. Для этого у ребенка должны быть развиты следующие навыки: хорошая память, умение соотносить количество предметов с их числовым эквивалентом, абстрактное и критическое мышление.

Для оценки вычислительных навыков у своих обучающихся мы используем такие характеристики как: правильность, осознанность, рациональность и автоматизм вычислений.

Чтобы продолжить развитее вычислительных навыков, повысить успеваемость и сформировать должную мотивацию к изучению математики через ситуацию «успеха», мы применяем различные методы обучения:

  1. два вида устного счета, которые основаны на зрительном восприятии информации и на слуховом восприятии;
  2. таблицы-тренажеры;
  3. беглый счет [2, с.19].

Учителя математики, работающие в среднем звене, часто сталкиваются проблемой, вытекающей их начальной школы – это несформированность счета. Обучающиеся знают и выполняют алгоритм решения задачи, примеров и т.п., но допускают ошибки при простых математических вычислениях (не могут 21 : 3). Это связано с тем, что дети плохо знают или вообще не знают таблицу умножения, которая является важным компонентом при изучении математики.

В рамках внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика», показываем наиболее интересные способы счета на определенные числа, в том числе и такие способы, которые помогают обучающимся запомнить таблицу умножения.

Одним из способов простого запоминания таблицы умножения является игра «Математическое лото». Дети разбиваются на 3-4 группы по 2-3 человека. Получают карту лото, на которой представлены выборочно примеры из таблицы умножения. У ведущего в мешке находятся «бочонки» с ответами из таблицы.

При систематической работе с обучающимися повышается уровень вычислительных навыков, доводится до автоматизма. Такая работа приводит к повышению успеваемости, и интерес к предмету увеличивается [1, с. 191]. Обучающиеся находятся в зоне «комфортности» на уроках математики, потому как предмет становится им более понятным.

 Список литературы

  1. Актуальные вопросы развития современной педагогической науки и образования : сборник научных статей [Текст]. / под ред. Т. И. Шалавиной. – Новокузнецк: изд-во НФИ КемГУ, 2016. – 319 с.
  2. Чернова, Л. И. Проблемы формирования вычислительных умений и навыков у школьников [Текст]. / Л. И. Чернова. // Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа. Плюс до и после», 2018. – № 12. – Москва : ООО «Баласс». – 35 с.

PDF