ИННОВАЦИИ В ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Хамитова Алтыншаш Саткеновна

УДК 371.398

А. С. Хамитова

A. S. Khamitova

Хамитова Алтыншаш Саткеновна, Член Совета педагогов, Музей Первого Президента Республики Казахстан, учитель истории, руководитель школьного Музея Боевой и Трудовой Славы, школа-лицей № 60, г. Нур-Султан, Казахстан.

Khamitova Altynshash Satkenovna, Member of the Teacher, Council of the Republic of Kazakhstan the First President Museum, history teacher, head of school Museum of Battle And Labor Glory, School-lyceum № 60, Nur-Sultan, Kazakhstan.

 

ИННОВАЦИИ В ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATION IN EDUCATION TECHNOLOGY

 

Аннотация. Проблема – заставить думать над постановкой цели: вовлекать, исследовать, объяснять, разрабатывать, развивать навыки исследовательской деятельности, уметь оценивать, вырабатывая критерии. В практику внесла активные методы стратегии критериального оценивания для успешной деятельности учащихся при формативном оценивании. Суммативное оценивание по разделу при письменных работах были разработаны СОР и СОЧ с учетом критериев и дескрипторов задания.

Annotation. Problem with making students think about statement of purpose. The goals are to involve, to research, to explain, to elaborate, to develop skills for research work, to be able to evaluate elaborating the criteria. I have introduced to the practice active methods of strategy of criteria evaluation for the successful work of students with formative evaluation. Summative evaluation in the section for written works was developed by SSE and QSE using criteria and descriptors of the task.

Ключевые слова: критериальное оценивание, формальное оценивание, суммативное оценивание, когнитивный компонент, концептуальное знание, конструктивистская теория, Таксономия Блума, дескриптор.

Keywords: criteria estimation, formative estimation, summative estimation, cognitive component, conceptual knowledge, constructivism theory, Bloom Taxonomy, descriptor.

 

В Программе «Новые подходы в обучении» указано, что необходимо развивать навыки ключевых компетенций учителя 21 века. Учитель должен изменить свои приоритеты и направление применять инновационные технологии в обучении на практике.

На современном этапе идет процесс возрождение культурно-исторического компонента образования через осмысление истории и самопознания себя, духовно-нравственных ценностей и национальных идей. Обновленная система содержания общественных дисциплин ориентирована на интеграцию межпредметных связей между историческими дисциплинами, что позволяет рассмотреть историю в контексте мировых исторических процессов и сформировать историческое сознание учащихся, активизировать мыслительную деятельность воспитанников через критическое мышление. Обучение построено на основе исторического концепта и реализации Семи модулей, серии последовательных уроков, и совершенствовании компетенции коучинга и менти. Внедрение педагогического сотрудничества в сетевом сообществе нацелено на усовершенствование процесса преподавания и обучения между партнерскими школами для достижения высоких результатов учащихся и профессионального роста лидеров учителей. Обучение тому, как учиться? Метапознание определяет три компонента: знание о себе как о личности, знание понимание, оценивание целей и задачи, знание и мониторинг стратегии для выполнения заданий [1, c. 201]. Новации в области исторического образования направлены на знание и понимание информационной коммуникации. Рефлексивно-когнитивный аспект воспитывает у учеников потребность в познании себя, в творчестве, необходимо слышать «Голос ученика», чтобы мобилизовать внутренние и внешние ресурсы.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с структурным и системным построением урока, коллективно выработанным критерием, известным учащимся, администрации и родителям, который соответствует целям и задачам и содержанию образования, способствует формированию учебно-познавательной компетенции учащихся. Критерии – это инструмент оценивания, метод измерения учащихся в конструированных направлениях. Критерии определяются задачами обучения, конкретными элементами и качеством эффективных действий [1, c. 204-207]. На уроках необходимо применять основные критерии оценивания: знание и понимание, критическое мышление, исследование, коммуникацию, применение и рефлекцию. Критерий знания и понимания определяет формулу того, как усвоил ученик данный материал? Какие планы действия составил? Какие операции продумывал в ходе деятельности? Как применил? Нестандартный подход в обучении реализует оригинальные приемы рационального мышления. Когнитивный компонент в обучении учащихся определяет компетенции знаний конкретных фактов, терминов, характеристик исторических личностей, классификации тенденции, принципы абстракции сферы Понимание – осмысление содержания, причинно-следственных связей, сравнение, интерпретация, описание и утверждение, экстраполяция. Эффективность эмпирического обучения ориентирована на социальный компонент на ценностно-смысловую самоэффективность, А. Бандура определил четыре фактора самоэффективности: опыт и достижения, моделирование, социальные убеждения, физиологические особенности [1, с. 161]. Что характерно на современном этапе для качественного преподавания учителя? Успешный учитель ведет партнерские отношения с учеником, координирует и направляет действия, создает коллаборативную среду для мотивации комфортных условий для учащихся. Конструктивистская теория обучения компонентный-мотивационный аспекты и концептуальные знания учащихся. Коммуникация функциональной грамотности учащихся вести диалог, кумулятивную, исследовательскую беседу, дебаты. Исследователи Л. С Выготский, Д. Барнс, Р. Александер, М. Стибс отмечали о вербальных средствах: говорения, слушания, обсуждения [1, с. 170]. Аргументации, речь – это инструмент формирования коллективного труда [1, с. 164]. Взаимодействие со сверстниками ставит на равные позиции: ученик – ученик и предполагает решение конкретной проблемы и процесс раскрытия темы, осваивать новый опыт, реализовать механизмы критического и творческого мышления, освоение единство теоретического и практического знания и находить новые пути решения. Формула ИОД осуществляет технику постановки вопросов, как побуждение, апробирование, переориентация, значимость вопросов диалогического модуля обучения – это стимул конструктивному самовыражению, эмоциональной настрой, готовность вербализации знаний, развития критического, креативного мышления, концентрации мысли посредством размышления, беседы, диалога, дискуссии. Вопросы высокого, среднего и легкого порядка должны быть с учетом уровня подготовленности учащихся, поэтому учителю важно готовить разноуровневые задания [1, c. 213]. Функциональная коммуникация на уроках общественных дисциплин дает возможность взаимодействовать в паре, в группе, мини-макси группе, корректировать, шлифовать, уточнять ответы. Учитель вместе с учениками должен выработать технологию критериального оценивания. Сопоставимы ожидания, соглашение и результат учеников. Оценивание построено на принципах личностно-ориентированного подхода со стороны учащихся, самоанализ и самооценка, средство общения, взаимообучение, взаимоподдержка со стороны учителя, оценка знаний и умений когнитивного компонента дифференцированных разноуровневых заданий. Два вида оценивания обусловлены образованием: формативное и суммативное. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, показатель текущей успеваемости, оперативной взаимосвязи обучения учителя и ученика, позволяет корректировать учебный процесс, отметить ошибки, исправить своевременно, самостоятельно обработать материал, дополнительно прочитать, сделать пометки над чем необходимо поработать, подготовить вопросы к СОР. Профессиональное мастерство учителя открывает новые подходы развития компетенции учащихся [1, c. 205]. Применение активного метода способствует мобилизации внутренних и внешних ресурсов детей. Ученики проявляют творчество и генеризируют свои знания на уроках телепередачи, радиовещания, кастингах, театр, кино, фестивалях, урок-моды, урок-дипломатии. Суммативное оценивание определяет уровень подготовленности и сформированности знаний, учебных навыков по разделу изучения блока, измерение ожидаемого результата, пошаговых действий, комментарии обратной связи, опирается на четыре фактора: критерии, процесс вовлеченности, результат, обратная связь. Сертификация и завершение цикла ступени обучения, регистрация результатов. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами образования является формирование готовности выпускников к овладению практическими навыками накопленных знаний, сделать правильный выбор профессии. Учитель принимает участие в личностном росте, определяет функциональные навыки критического мышления, в основе которого лежит стратегии Таксономия Б. Блума, шесть уровней мыслительных операций: знание и понимание, применение, анализ и синтез, оценка [1, с. 169; 1, с. 170]. Идею многоаспектного развития интеллектуального исследования заложил Платон. Независимый интеллект детей может взаимодействовать в информационно-управленческой стратегии. Конструктивистская теория устанавливает приоритеты на концентрации внимания личности. Ключевым показателем успешного учителя, является реализация процесса исследования и оценивания самостоятельного достижения. Конвергентная, метакогнитивная стратегии регулируют функции планирования деятельности индивида на протяжении всей жизни. «Голова без памяти, что крепость без гарнизона» – говорил в свое время Б. Наполеон, Ю. Цезарь и А. Македонский знали в лицо по имени до 3000 солдат. Сенека способен был повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанное один раз Фемистокл в лицо и по имени знал 20000 жителей Грецией. Поражал памятью на числа Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до 100. Академик Иоффе на память воспроизводил таблицу логарифма. С. А Чаплыгин безошибочно называл номер телефона, по которому звонил 5 лет назад 1 раз. Шахматист Алехин играл вслепую с 30-40 партнерами [2, с. 7]. Если сравнить учеников современного времени с академическими, универсальными, интеллектуальными способностями, то замечу, достаточно, к примеру, в 10 классе Аманжанов Алихан – модератор и лидер успешности в познавательно-информационной коммуникации и обладает аналитическим складом интеллектуального развития. Полиглот знания Советского периода, может воспроизвести на память факты с аргументами, с ключевыми вопросами, привести доказательства, принять участие в дебатах, структурно построить схему пошагового индикатора действия, владеет неограниченными возможностями. Обучаясь в 7 классе, был приглашен в Оршскиий университет, заняв 3 место среди студентов. Знания, доведенные до автоматизма, проявляет Даулетжанов Данекер (10 класс) владеющий 7 языками, синтезатор и генератор идей, Лидер нового поколения. Он в совершенстве владеет фронезисом Независимого Казахстана. Рахим и Кожахметовы Хаким 8 класса более прагматичны и рационально выстраивают ступени критического анализа действии. Синека построил «Коническую метафору лидерства». Жак Пиаже полагал эпистемическое, семантическое, визуальное усвоение знаний возможно при наличии помостков обучения, согласно утверждения социально-сконструированного процесса. Учить всех, учить каждого! Самое ценное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, увидеть дорогу, осознать логическое взаимодействие, понять, что ждет впереди. Образование – сокрытое сокровище. Жак Делор сформулировал 4 столпа: научиться познавать, научить учиться, научиться делать и действовать, научить разрешать проблемы; научиться жить вместе, взаимодействовать, научить строить отношения в коллективе и с окружающим миром; научиться просто жить, самосовершенствоваться, научить развивать успешный рост личности [3, с. 13; 1, c. 23]. Педагогическая деятельность учителя основывается на праксисе по мнению Аристотеля. Карр утверждал, что мудрость могут приобрести практики, которые способны к суждениям и стремятся к совершенству мастерства. Модернизация учебной программы, модифицирование содержание учебников, применение инновационных технологий, трансформирование мета-практики, требует от учителя изменений методики преподавания. Какими инструментариями должен владеть учитель? Внедрение новых подходов в практику преподавания, определение и отбор ключевых компетенций учителя, но и ученик рассматривает выбор решения и действий в контексте личного становления, формирования метапознания, обучение тому, как учиться. Комбинирование педагогических подходов и применение арсенала приемов и стратегий, информационной технологии и методики, использование эффективных, цифровых ресурсов в процесс управления. Повышать непрерывно профессиональную квалификацию в динамично развивающем мире. Педагогические технологии обусловлены через системность целостность, комплексность, научность, концептуальность, структурированность, преемственность, процессуальность, эффективность.

Слышать «Голос ученика», на каждом этапе – это значит эффективно применять «Семь модулей нового подхода в обучении». Наша задача заключается в том, как правильно применять все стратегии на практике. Остановлюсь, конкретно на одном уроке. Тема по КСП урока: «Политические партии и течения» в 9 классе со средним уровнем подготовленности развития в познании, которое имеет место в ССП, именно в этом классе сидят субъекты, которые требует изучения и исследования. По мнению Маслоу, самовыражение играет ведущую роль, а К. Роджерс в Концепции «Я» и находится на верхней ступени [1, с. 160] и первым выдвигал идею значимости эмпирического обучения. На трех этапах урока запланирована стратегия диалогового обучения. Оригинально сработает стратегия: «Свободный микрофона», ученики будут брать интервью у почетных гостей, эта роль отводится детям талантливо-одаренным, но для сравнения аналогичное задание получат дети средней степени подготовленности, мысленно говорю: «Стоп», называю «Сальто», должны быть вопросы высокого порядка. Для активизации мыслительной деятельности, использую видеоролик «Роль партии в Независимом Казахстане», где смогут по инструкции выделить главную идею, взаимодействуя друг с другом, учимся вместе приемам беседы и обсуждения в группе. Второй этап урока «Конгресс лидеров» ориентирован на стратегию диалог – через критическое мышление Что же характерно для данного этапа? Первоначально, создание коллаборативной среды. Она благоприятно влияет на продуктивность и эффективность работы. Учащиеся получили предварительно инструкции и критерии работы с источниками. Отсюда следует, что ребята знают требования алгоритма-индикатора действий: «Золотые правила культуры исследователя» выработанные учениками.

Важным аспектом является умение публично выступать, аргументированно отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы. Научиться задавать вопросы высокого и низкого порядка – это тренажер искусства. Как практик, огромное внимание уделяю вопросам побуждения, неустанно будить мысль ученика, чтобы поднимался на «Пирамиду успеха». Действенно, работает данная стратегия, особенно когда работают в группе. Однако, есть дети особо «одаренные» у них академические знания, они требуют заданий приема апробирования, могут креативно действовать по стратегии «Скорость движения». Опыт мой показывает, что стратегия «Живое слово Сократа» от детей определение ценностей, межличностных отношений, они активно и комплексно применяют знания. Подготовку видео-вопросов назвала «Узел», значит впутаться в проблему. Конструктивно решать и находить ответы по 10 углам не простое дело, более эффективно результативным будет применение стратегии «Свобода суждения» Выше изложенные факторы свидетельствуют об опыте освоения – это фактор моделирования, путь успешности к самоэффективности, так считал А. Бандура. Соглашусь с мнением исследователя в стратегии: «Я друг летописца», ученики работают с архивными документами и апеллируют фактами.

При критериальном оценивании:

  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения;
  • снижается школьная тревожность ученика;
  • учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Учащийся становится активным участником педагогического процесса, совместно с педагогом вырабатывает критерии оценивания.

На этих предметов оценивается устный ответ, письменный в виде открытых и закрытых тестов, необходимо разнообразить критерии оценивания (табл. 1).


Следовательно, критериальное оценивание обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика. Оценка работы ученика должна быть стимулирующей и мотивирующей. Главный тезис: «Учение с увлечением!».

Список литературы

  1. Руководство для учителя Центр педагогического мастерства АОО НИШ [Текст]. – Астана, 2016.
  2. Гарибян, С. А. Школа памяти [Текст]. / С. А. Гарибян. – Москва. – 1992. – 64 с.
  3. Жексенбаева, У. Б. Компетентно-ориентированное образование в современной школе. Учебное методическое пособие [Текст]. / У. Б. Жексенбаева. – Алматы. – 2009. – 184 с.

PDF