ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Сухорукова Виктория Юрьевна

УДК 373.8.811.161.1, 821.161.1

В. Ю. Сухорукова

V. Yu. Sukhorukovа

Сухорукова Виктория Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 24», г. Абакан, Россия.

Sukhorukova Victoria Yuryevna, teacher of Russian language and literature, MBOU «SOSH No. 24», Abakan, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE BY MEANS OF EDUCATIONAL PROJECTS

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы средством учебных проектов. Рассмотрены сущность понятия и роль учебных проектов в развитии учащихся. Представлены типы и виды учебных проектов, алгоритм их использования на уроках русского языка и литературы.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation and development of students ' cognitive interest in the lessons of Russian language and literature by means of educational projects. The essence of the concept and the role of educational projects in the development of students are considered. The types and types of educational projects, the algorithm of their use in the lessons of Russian language and literature are presented.

Ключевые слова: познавательный интерес, развитие познавательного интереса, учебный проект, алгоритм учебного проекта, виды учебных проектов, урок русского языка и литературы.

Keywords: cognitive interest, development of cognitive interest, training project, the algorithm of the training project, types of educational projects in Russian language and literature lessons.

 

Как известно, важным компонентом структуры общих способностей детей к обучению является познавательный интерес. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, одна из главных задач школы на современном этапе – развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий условия для непосредственно максимальной самореализации каждого школьника.

Как отмечал известный немецкий педагог И. Гербарт – «Смертельный грех учителя быть скучным», поэтому активизация познавательной деятельности учащихся без развития их познавательного интереса практически невозможна. В соответствии с этим, процесс обучения школьников требует развития и укрепления познавательного интереса, который выступает и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как мощное средство обучения и воспитания, и как средство повышения качества обучения в целом [2].

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность детей в знаниях, которые, соответственно, ориентировали бы их в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса учащиеся стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются найти более глубокие связи и отношения между различными явлениями [1].

Одно из первых и важных мест в формировании и развитии познавательного интереса учащихся занимают учебные проекты. Данная форма работы ориентирована на более глубокое изучение учебных разделов и позволяет реализовать подход к обучению через опыт, через действия, используя исследовательские и поисковые методы.

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению познавательных задач или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта [3].

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Учебный проект является основной формой организации познавательной деятельности учащихся непосредственно в рамках проектной деятельности [6].

С точки зрения учителя, учебный проект – это средство дидактики, направленное на обучение целенаправленной деятельности в ходе поиска способов решения проблемы на основе решения задач, вытекающих из данной проблемы, при рассмотрении их в определенной ситуации.

С точки зрения ученика, учебный проект – это непосредственно возможность самому или в группе сделать что-то интересное, максимально используя свои возможности [4].

Исследователем Е. М. Горенковой выделены типы учебных проектов, классифицирующие по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, продолжительности и по количеству участников.

По доминирующей деятельности различаются проекты информационные, исследовательские, творческие, социально-значимые, телекоммуникационные и прикладные [4].

Учебные проекты на основе предметно-содержательной области разделяются на монопредметные, межпредметные и надпредметные.

Монопроект – это проект, проводимый в рамках одного предмета, когда выбирается наиболее сложная тема, а работа над проектом планируется заранее на каждом уроке по группам.

Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Надпредметные проекты отличаются тем, что выходят за рамки конкретных предметов [4].

По продолжительности учебные проекты могут быть кратковременные и длительные. По количеству участников, задействованных в проекте, выделяют индивидуальные, групповые и коллективные проекты [7].

Проекты в зависимости от затраченного времени и количества участников в нем делятся на четыре вида (табл. 1).

Опыт педагогической работы позволяет отметить, что в использовании учебных проектов на уроках русского языка и литературы эффективна следующая последовательность их модификации: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Процесс организации учебных проектов эффективно осуществлять на следующих уровнях:

  • объяснение технологии подготовки проекта (знание);
  • выполнение проекта учащимися под руководством учителя (умение);
  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).

Чаще всего на уроках русского языка и литературы мною используются информационный, ролевой, практико-ориентированный и творческий проекты: подборка пословиц на любую тематику, различные каталоги, словари фразеологизмов, журналы, публикации, литературные презентации, видеоролики и видеофильмы и многое другое.

Организуя проектную деятельность, предлагаю учащимся следующий алгоритм действий:

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Постановка цели проекта (Для чего я это делаю? Какой результат я ожидаю?).
  3. Если это исследование, то выдвигается предположение – гипотеза (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?).
  4. Выбираем метод (Что нужно сделать, чтобы получить результат?).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы (Планируем дальнейшую деятельность, даем оценку действиям в группе).
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов [5].

Итак, использование учебных проектов в школе позволяет реализовать, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, деятельностный подход в образовании. Использование учебных проектов на уроках русского языка и литературы способствует развитию всех типов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных), так как в ходе реализации данных проектов школьники учатся следовать задуманному плану, работать со схемами и символами, определять этапы проекта, приобретают умения публичного изложения своих мыслей. Кроме того, они учатся работать в группе, у них формируется способность к самоанализу, умение выстраивать из частей целое, находить и решать проблемы, на основе привлечения знаний из разных областей. Использование учебных проектов на уроках русского языка и литературы способствует формированию и развитию у учащихся познавательного интереса, интеллектуального потенциала и творческих способностей, стимулирует их познавательную инициативу, позволяет проявить себя, приложить свои знания, попробовать свои силы, а затем публично показать достигнутый результат.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]. / Под ред. Г. И. Щукиной. – М., 2018. – 390 с.
  2. Белкин, Е. Л. Управление познавательной деятельностью [Текст]. / Е. Л. Белкин. – Ярославль, 2010. – 180 с.
  3. Бухаркина, М. Ю. Разработка учебного проекта Текст]. / М. Ю. Бухаркина. – М., 2015. – 140 с.
  4. Горенкова, Е. М. Учебные проекты в школе Текст]. / Е. М. Горенкова. – М., 2015. – 127 с.
  5. Сабирова, Д. Т. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы Текст]. / Д. Т. Сабирова. // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 28.
  6. Сергеев, И. С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений Текст]. / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2005.
  7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие Текст]. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М., 2017. – 310 с.

PDF