МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В ФОРМЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Пронина Оксана Сергеевна

УДК 37.022

О. С. Пронина

O. S. Pronina

Пронина Оксана Сергеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Pronina Oksana Sergeevna, biology teacher of the highest qualification category, MBOU «Average Educational School No. 31», Novokuznetsk, Russia.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В ФОРМЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

METHODS AND TECHNIQUES OF TEACHING STUDENTS TO UTTERANCE IN THE FORM OF A NARRATIVE IN BIOLOGY LESSONS

 

Аннотация. Статья посвещена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии на метапредметном уровне при подготовке учащихся основной школы к итоговому собеседованию. Приводятся методы, приемы и система заданий, которые будут способствовать достижению качества образования школьников.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of communicative universal educational actions in the process of teaching biology at the meta-subject level in the preparation of primary school students for the final interview. Methodological techniques and a system of tasks that will contribute to the achievement of the quality of education of schoolchildren are given.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, итоговое собеседование по русскому языку, монологическая речь-повествование.

Keywords: сommunicative universal learning activities, final interview in the Russian language, monologue speech-narration.

 

Научить школьника осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей – одна из основных задач современного учителя-предметника в свете ФГОС основного общего образования. Это очень важно для подготовки учащихся к их самостоятельной взрослой жизни, так как современное общество ставит перед человеком новые цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в различных ситуациях. При этом важно, чтобы в процессе общения человек не терял чувства комфорта, уверенности в себе.

По мнению известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь [1].

В связи с этим сегодня учителя-предметники формируют коммуникативные универсальные учебные действия школьников на метапредметном уровне. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации деятельности учащихся открывает для учителя определенные возможности для формирования вышеперечисленных УУД.

Умение говорить грамотно и по делу в любой ситуации  формируется на протяжении всего обучения школьника. Мы считаем, что это зона ответственности всех учителей, а не только словесников, и думаем, если на всех уроках школьник учится задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать поставленную проблему, доказывать свою точку зрения, то у него не будет проблем с построением устного высказывания и на экзамене.

Итоговое собеседование по русскому языку, которое было введено в качестве экзамена в 2018 году, проверяет умения выпускника основной школы применять на практике коммуникативные умения, которые он получил в школе за 9 лет обучения. В задании № 3 учащемуся предлагается выбрать один из трёх вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить устное монологическое высказывание. В задании 4 выпускнику необходимо поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

На уроках биологии школьники работают со всеми типам монологической речи. Мы представляем методику обучения монологу-повествованию на примере уроков в 7-х классах.

Обучение начинаем со словесных методов обучения, поскольку они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед школьниками задачи и определить пути их реализации.

Используя объяснительное слово учителя с элементами беседы, мы изучаем и повторяем теоретический материал. Данный прием позволяет обратиться к коммуникативному опыту учащихся по темам «Монолог-повествование» и «Диалог», сформулировать задачи по данным темам.

Затем, используя инструктирующее слово учителя, мы знакомим учащихся с критериями оценивания монолога и диалога. Предлагаем применять в работе критерии итогового собеседования по русскому языку, так как считаем их универсальными. Особое внимание уделяем критерию «Речевое оформление монологического высказывания».

С целью приобретения учеником знаний в процессе решения поисковых задач, мы предлагаем использовать проблемный (или поисковый) метод. Используя в качестве приема создание проблемной ситуации, мы предлагаем учащимся аналитико-конструктивное задание: Изучите алгоритмы. Используя критерии оценивания монолога и диалога, заполните вторую часть таблицы: укажите, почему (зачем) данный шаг необходим при монологе и диалоге (табл. 1, 2, 3).

Выполняя аналитико-конструктивное задание, школьники приходят к выводу, что данные алгоритмы построены с учетом критериев оценивания монолога и диалога. Предложенные учителем шаги позволяют набрать максимальное количество баллов при речевом высказывании, поэтому они необходимы при выполнении заданий.

При подготовке к монологу-повествованию мы используем оперативно-тренировочный метод. Начинаем с того, что предлагаем школьникам упражнение конструктивного характера: ответить на вопросы по заданной теме. Мы составляем ряд последовательных вопросов, то есть план изложения. Отвечая на них, учащийся строит монолог-повествование.

Например, на протяжении 4-х уроков в 7 классе мы изучаем споровые растения: отдел Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. По каждому отделу мы составили систему вопросов, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Условие: школьники читают соответствующий параграф учебника и дают ответы на данные вопросы полными предложениями. Отвечая на эти вопросы, учащиеся составляют связанный рассказ, получается пример целостного изложения по заданной теме.

Представляем образец заданий для подготовки к устному речевому высказыванию-повествованию:

Прочитайте теоретический материал по теме «Отдел Моховидные». Письменно в тетради опишите отдел по плану: Когда появились мхи? От кого произошли моховидные? Какие органы есть у мхов? Какие растительные ткани появились мхов? Что такое ризоид? Что является гаметофитом мхов? Что является спорофитом мхов? Где развивается спорофит? Где распространены моховидные? Какой класс мхов самый распространённый?

Для проверки полученного результата мы используем коммуникативный  и контрольно-оценочный методы. Сначала один учащийся зачитывает ответы на вопросы, то есть представляет монолог-повествование. Другие учащиеся оценивают ответ одноклассника по критериям итогового собеседования по русскому языку. Сначала мы обращаем внимание на предметные результаты: если есть фактические ошибки, школьники исправляют их; если учащийся не смог ответить на какой-то вопрос, то предлагают свой вариант ответа. Кроме того, мы оцениваем коммуникативные умения выступающего: отсутствие грамматических, речевых, орфоэпических ошибок, разнообразие синтаксических конструкций предложений.

Затем другой учащийся получает карточку, где даны только вопросы по данной теме, и предлагает свой вариант монолога. Остальные учащиеся дают оценку его ответа. За 4 урока мы даем возможность каждому ученику потренироваться в составлении монолога-повествования, получить рекомендации по его построению.

После изучения всех споровых растений при обобщении изученного материала мы используем практический метод, предлагая упражнение по воспроизведению известного с целью закрепления, то есть воспроизводящее упражнение. Сначала учащиеся повторяют монологи по всем 4 темам. Затем один из них получает карточку с вопросами, которые составлены таким образом, что ответы на них дают обобщение по данной теме. Время на подготовку 1 минуту. Таким образом, мы формируем навыки быстро подготовленной устной или спонтанной речи.

Представляем образец задания для подготовки к устному речевому высказыванию-повествованию по теме «Споровые растения»:

Вы изучили споровые растения. Дайте им характеристику, ответив на предложенные вопросы. Не забудьте добавить вступительное и заключительное предложение.

  1. Какие отделы растений относятся к споровым растениям?
  2. От кого произошли споровые растения?
  3. Какие изменения в строении позволили им приспособиться к жизни на суше?
  4. Что общего в размножении всех споровых растений?
  5. Почему все споровые произрастают только во влажных местах?
  6. Когда споровые растения достигали максимального расцвета?
  7. Какой из отделов споровых оказался тупиковой ветвью эволюции?

После завершения монолога учащегося мы организуем с ним диалог, используя коммуникативный метод: задаем несколько вопросов по теме монолога.

Представляем примерные вопросы по теме «Споровые растения»: Как ты думаешь, почему из споровых растений процветают в настоящее время только папоротниковидные? Какая информация по споровым растениям для тебя оказалась особенно интересной? Что из изученного по споровым растениям ты сможешь использовать в своей жизни?

Считаем, что диалогический метод обучения, при котором учитель путем продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного, формирует коммуникативные универсальные учебные действия школьников. Предлагаемая нами закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у школьников теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях.

Наш педагогический опыт показывает, что формирование коммуникативных УУД школьников зависит от правильно подобранных методов обучения, то есть от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения. Методы и приемы, которые мы используем в работе, универсальны, направлены на формирование коммуникативных УУД на метапредметном уровне, позволяют успешно использовать свой коммуникативный опыт на итоговом собеседовании.

Список литературы

  1. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Электронный ресурс]. / А. А. Леонтьев. – URL : http://pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-90.shtml (дата обращения : 30.11.2020).

PDF