МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Кротова Наталья Александровна

УДК 37.022

Н. А. Кротова

N. A. Krotova

Кротова Наталья Александровна, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, заместитель директора по научной работе, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Krotova Natalia Aleksandrovna, Honorary Worker of Education and Enlightenment of the Russian Federation, Deputy Director for Scientific Work, MBOU «SOSH No. 31», Novokuznetsk, Russia.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

METHODS OF TEACHING ORAL UTTERANCE IN THE CLASSROOM AS PART OF PREPARING STUDENTS FOR THE FINAL INTERVIEW

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников на метапредметном уровне. Предложенные методические приемы и система заданий позволяют не только качественно подготовить учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку, но и формируют у школьников коммуникативную культуру.

Annotation. The article deals with the problem of formation of communicative universal educational actions of schoolchildren at the meta-subject level. The proposed methodological techniques and the system of tasks allow not only to prepare students for the final interview in the Russian language, but also to form a communicative culture among students.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, метапредметный подход, методы обучения.

Keywords: сommunicative universal learning actions, meta-subject approach, teaching methods.

 

Устное собеседование по русскому языку – это новый экзамен, который введен в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Основная цель итогового собеседования по русскому языку – оценить уровень подготовки учащихся по разделу «Говорение», то есть проверить коммуникативную и языковую компетенции девятиклассников.

На первый взглядзадания устного экзамена по русскому языку кажутся нетрудными, не требующими особой подготовки, так как направлены на проверку навыков спонтанной речи. Модель итогового собеседования включает четыре типа заданий: чтение текста вслух, пересказ текста с включением цитаты, монологическое высказывание по одной из выбранных тем (предлагаются три типа речи: описание, повествование, рассуждение), диалог с собеседником-экзаменатором на основе выбранного монологического высказывания.

Итоговое собеседование было введено в 2018 году, так как все вышеназванные речевые действия жизненно необходимы выпускнику школы для дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности в процессе социализации. Однако результаты экзамена показали, что опыта освоения данных речевых действий у выпускников недостаточно. В связи с этим сейчас остро стоит вопрос поиска технологий и методик обучения быстро подготовленной устной речи или спонтанной речи, то есть приобретения коммуникативно-речевых умений и навыков создания таких текстов.

С введением данного экзамена внимание к устной речи усилилось на метапредметном уровне, так как в его рамках учащиеся не дают ответов на лингвистическую тему, но при этом демонстрируют уровень коммуникативной культуры. Такой вид зачетной работы можно практиковать уже в начальной школе, потому что основные навыки и умения коммуникативно-речевых действий учащиеся приобретают при получении начального общего образования.

Существует ряд коммуникативных метапредметных умений: пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); составлять связанное устное высказывание; соблюдать орфоэпические и грамматические нормы; выделять интонационно-значимые части высказывания; соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; сохранять определённый стиль речи в сообщениях; отвечать на поставленные вопросы; вести дискуссию: выражать свое мнение и аргументировать его.

В связи с этим, по нашему мнению, сегодня в основе успешности формирования коммуникативных универсальных учебных действия школьников лежит метапредметный подход, который позволяет в данной ситуации качественно развивать навыки взаимодействия с окружающими.

Поскольку тексты, предлагаемые для чтения вслух на итоговом собеседовании о выдающихся людях России (ученых, общественных деятелях, деятелях культуры), их можно включать в структуру разных уроков: математики, физики, географии, биологии, химии, истории, музыки, изобразительного искусства и др. При пересказе текста необходимо научить школьника уместно включать в него предлагаемое высказывание о выдающемся человеке, так как данная цитата расширяет контекст, позволяет перейти от биографии конкретного человека к оценке его деятельности.

Проведенный нами анализ тем монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), предлагаемых для итогового собеседования, позволяет сделать вывод, что их можно включать в разные уроки [1]. Описание фотографии закономерно вводить в структуру уроков изобразительного искусства. Повествование может быть использовано на уроках биологии (Любимое дикое животное), физической культуры (Спортивные игры), географии (Любимый город), истории (Исторический деятель), ОБЖ (Помощь незнакомому человеку). Рассуждению также необходимо учить школьников на разных уроках: физической культуры (Каким должен быть урок физкультуры?), обществознания (Что значит быть гражданином?), математики (Почему я люблю математику? (или любой другой предмет), ОБЖ (Какую роль играет знание основ безопасности жизнедеятельности в жизни современного человека?) и др. Предлагая для обсуждения проблемный вопрос, необходимо научить школьников рассуждению-объяснению с введением элементов рассуждения-доказательства, чтобы слушатель убедился вправе на существование точки зрения собеседника.

Диалог с собеседником на основе выбранного монологического высказывания является логическим завершением итогового собеседования. Отвечать на поставленные вопросы полными ответами – одно из основных умений учащихся уже на первой ступени обучения. В основной школе учитель должен работать над тем, чтобы ответ на вопрос собеседника был рассуждением-объяснением: он должен быть связным и являться продолжением монолога.

С целью качественной подготовки учащихся к итоговому собеседованию на метапредметном уровне мы предлагаем использовать такие методы, как словесный, проблемный (или поисковый), оперативно-тренировочный, коммуникативный, практический, контрольно-оценочный. Представляем систему заданий и методических приемов, развивающих устную речь школьников.

Для создания положительной учебной мотивации мы используем вступительное проблемное слово учителя, в основе которого лежит вопрос: Почему необходимо учиться созданию развернутых устных ответов? Данное обращение к реальному коммуникативному опыту учащихся позволяетперейти к обсуждениюкритериев оценивания заданий итогового собеседования.

Затем учащимся предлагается задание аналитико-конструктивного характера: Используя критерии оценивания выполнения заданий, заполните таблицу 1.

Для каждого типа заданий (чтение, пересказ текста, монолог и диалог) учитель готовит инструктирующее слово, которое включает основные понятия, необходимые для выполнения данного задания, цель, задачи, время и алгоритм выполнения. Данный материал мы оформляем для учащихся в виде памяток.

Представляем памятки для учащихся при подготовке к итоговому собеседованию:

Задание 1. Чтение текста (табл. 2, 3).

Время на подготовку 2 минуты.

Выразительное чтение – это чтение, в процессекоторого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в текст.

Цель: показать владение признаками выразительного чтения.

Задачи:

  • раскрыть характерные особенности выдающегося человека России, изображенного втексте,
  • показать отношение автора к событиям, к поступкам героя текста,
  • передать эмоциональную тональность текста научно-публицистического стиля.

Примечание: Аббревиатуры не нужно расшифровывать. Если написано «СМИ», «МГУ» и т.п., то так и произносим без расшифровки. Если даны инициалы человека (А.С. Пушкин), то произносим фамилию без инициалов (Пушкин).

Задание 2. Пересказ текста (табл. 4, 5).

Время на подготовку 2 минуты.

Цель: подробный пересказ текста.

Основная задача: сохранить все микротемы текста и уместно включить в пересказ приведенное высказывание.

Примечание: Если текст пересказан не подробно, а сжато, то общее количество баллов по критериям П1 – П4 уменьшается на 1 балл.

Задание 3. Монологическое высказывание (табл. 6, 7).

Время на подготовку 1 минута.

3.1. Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей.

Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания.

Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления.

Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.

Композиция фотографии – это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею.

Примечание: Должно быть приведено не менее 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок.

3.2. Монолог-повествование предполагает учебное повествование с элементами разговорного стиля, так как повествование строится на основе жизненного опыта (табл. 8, 9).

Цель состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил ход событий.

Основная задача – рассказать о событии.

Композицияповествования – это события, выстроенные в хронологической последовательности (от завязки до развязки).

Примечание: Должно быть приведено не менее 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок.

3.3. Монолог-рассуждение предполагает рассуждение по одной из сформулированных проблем (табл. 10, 11).

Цель состоит в том, чтобы слушатель убедился в праве на существование точки зрения собеседника.

Основная задача – представить рассуждение-объяснение с введением элементов рассуждения-доказательства.

Композиция рассуждения: тезис – доказательство (аргументы) – вывод.

Примечание: Должно быть приведено не менее 10 фраз по теме высказывания без фактических ошибок.

Задание 4. Диалог (табл. 12).

Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между людьми.

Цель состоит в том, чтобы слушатель убедился в твоем умении вести беседу.

Основная задача – отвечать на поставленные вопросы полными ответами.

Примечание: Ваш ответ на вопрос собеседника должен быть рассуждением-объяснением. Он должен быть связным (объемом 3 фразы) и являться продолжением вашего монолога.

Затем учащимся предлагается аналитико-конструктивное задание: Используя алгоритм выполнения задания и критерии его оценивания, заполните вторую часть таблицы. Ответьте на вопрос: почему (зачем) необходимо при выполнении данного задания сделать этот шаг?

Заполняя данную таблицу, учащиеся приходят к выводу, что предложенный учителем алгоритм необходим для того, чтобы выполнить требования, предъявляемые к устному развернутому ответу на итоговом собеседовании.

После этого учащиеся переходят к творческому практикуму, выполняют задания конструктивного характера: опираясь на данные алгоритмы, читают и пересказывают текст, выступают с неподготовленной (спонтанной) речью заданного типа, отвечают на вопросы: беседуют с учителем.

При этом, по нашему мнению, целесообразно ввести в структуру урока контрольно-оценочное задание: предложить учащимся оценить по критериямитогового собеседования ответ своего одноклассника по каждому типу заданий.

Наш профессиональный опыт доказывает, что системно-деятельностный подход при подготовке учащихся к итоговому собеседованию на метапредметном уровне формирует коммуникативные универсальные учебные действия школьников. Предложенные нами методические приемы и система заданий позволяют не только качественно подготовить учащихся к итоговому собеседованию, но и формируют у школьников коммуникативную культуру. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников.

Список литературы

  1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году итогового собеседования по русскому языку, утвержденная ФГБНУ «ФИПИ» 10.11.2020 г. [Электронный ресурс]. – URL : http://doc.fipi.ru (дата обращения : 02.12.2020).

PDF