ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Кошкина Наталья Ильинична

УДК 372.853

Н. И. Кошкина

N. I. Koshkina

Кошкина Наталья Ильинична, к. ф.-м. н., доцент, МН БОУ «Лицей № 84 им. В. А. Власова», г. Новокузнецк, Россия.

Koshkina Natalya Ilyinichna, PhD in physics, Associate Professor, physics and astronomy teacher, Lyceum № 84 named after V.  A. Vlasov, Novokuznetsk, Russia.

 

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО АСТРОНОМИИ

PREPARING STUDENTS FOR THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOL STUDENTS IN ASTRONOMY

 

Аннотация. В статье представлены некоторые аспекты подготовки школьников 5-11 классов к участию в Всероссийской олимпиаде по астрономии на этапах разного уровня.

Annotation. The article presents some aspects of preparing students of grades 5-11 to participate in the All-Russian Olympiad in Astronomy at different levels.

Ключевые слова: межпредметные связи физики и астрономии, Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.

Keywords: intersubject relations of physics and astronomy, All-Russian Olympiad in Astronomy.

 

Приказом Министерства образования и науки от 20 июня 2017 г. астрономия была возвращена в школу после 18 лет отсутствия. В Федеральный Государственный образовательный Стандарт были внесены соответствующие изменения, определившие цели, задачи и содержание курса астрономии как обязательного предметы базового уровня обучения.

Перевод астрономии в 1999 г. формально в ранг учебных предметов по выбору, а фактически – в систему дополнительного образования породил несколько проблем и возвращения астрономии в школу, и в работе учителей физики, которые теперь в соответствии с приказом Министерства должны преподавать и астрономию.

За время отсутствия астрономии в школьном образовании изменилось отношение к олимпиадам по астрономии и со стороны учащихся, и со стороны учителей – из необязательности учебного предмета (фактически его отсутствия) вырос отказ школ от участия в олимпиаде по астрономии.

С возвращением астрономии в школу участие школьников в олимпиаде стало восприниматься как проблема.

Если внимательно посмотреть Методическую программу Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, то можно увидеть, что проблема эта – мнимая [1].

Во-первых, в Программе прямо указаны вопросы математики и физики, знание которых необходимо школьникам для успешного решения заданий олимпиады на соответствующих этапах.

Межпредметные связи астрономии и физики очевидны, хотя проследить такие связи астрономии возможно и с другими учебными дисциплинами – математикой, географией и историей, в меньшей степени химией и биологией. Именно на основе межпредметных связей можно и организовать подготовку учащихся к участию в олимпиаде.

Рассмотрим некоторые примеры (табл. 1).

По большому счету, только Заключительный этап для 11 класса требует изучения курса астрономии. Но если учитывать, что школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по астрономии проходит обычно в октябре, муниципальный – в ноябре, региональный – в январе и заключительный – в марте, то можно организовать подготовку к очередному этапу на основе уже изученного в курсе физики (и не только физики!) материала. Есть множество маленьких вопросов курса физики, которые можно использовать в начале изучения астрономии как повторение физики: геометрическая оптика может быть использована при изучении телескопов и их характеристик, Архимедова сила – при изучении методов исследований планетных недр, а уравнение состояния идеального газа и газовые законы – при изучении методов исследований планетных атмосфер.

Конечно, для 5-10 классов подготовку к олимпиаде по астрономии лучше всего организовать в виде факультатива или спецкурса, но организация такой работы – это отдельная тема и не является целью автора. Цель автора – показать возможность такой подготовки на основе уже известного учащимся материала с учетом межпредметных связей учебных дисциплин.

Список литературы

  1. Методическая программа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии [Электронный ресурс]. – URL : http://www.astroolymp.ru/syllabus.php (дата обращения : 07.02.2021).

PDF