ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА МЕТАПРЕДМЕТНОМ УРОВНЕ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Канифатова Алена Александровна

УДК 37.032

А. А. Канифатова

A. A. Kanifatova

Канифатова Алена Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ «СОШ № 31», г. Новокузнецк, Россия.

Kanifatova Alena Aleksandrovna, Deputy Director for educational work, MBOU «School № 31», Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА МЕТАПРЕДМЕТНОМ УРОВНЕ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF SCHOOLCHILDREN AT THE META-SUBJECT LEVEL (PROBLEM STATEMENT)

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников. В результате работы учителей по решению данной проблемы на метапредметном уровне учащиеся не только качественно подготовятся к итоговому собеседованию по русскому языку, но и будет реализована основная цель образования – всестороннее развитие личности.

Annotation. The article deals with the problem of formation of communicative universal educational actions of schoolchildren. As a result of the teachers' work to solve this problem at the meta-subject level, students will not only be prepared for the final interview in the Russian language, but also the main goal of education – the comprehensive development of the individual-will be realized.

Ключевые слова: личность, коммуникативная компетенция, коммуникативные универсальные учебные действия, итоговое собеседование по русскому языку.

Keywords: personality, communicative competence, communicative universal learning activities, final interview in the Russian language.

 

XXI век – это век, характеризующийся стремительными темпами модернизации техники и науки, происходят постоянные обновления научных знаний, открытия новых возможностей как техники, так и человека. Непрерывное образование для современного человека становится обязательной необходимостью. В связи с этим главной целью общеобразовательной школы согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта является не передача знаний, а всесторонние развитие личности учащегося, способного эффективно действовать в любой новой или нестандартной ситуации. В современной школе происходят изменения содержания, форм, методов обучения, так как основной задачей является формирование у школьников совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные универсальные учебные действия. Развитие коммуникативных УУД для учащегося очень важно, так как, обладая коммуникативной компетенцией, он сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему получать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Успешность человека в разных сферах жизни напрямую зависит от его речевого поведения, от способности воздействовать на окружающих, выражать свою позицию, убеждать собеседника.

Для усиления коммуникативной направленности в обучении введена устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку. Итоговое собеседование проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, и направлено на проверку коммуникативной компетенции учащихся 9-х классов: выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации, умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге.

В спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году итогового собеседования по русскому языку, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений», указано, что «выполнение обучающимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь)» [1].

Но только ли на уроках русского языка должны формироваться коммуникативные УУД? Безусловно, работа по подготовке к устному собеседованию не должна ограничиваться только уроками русского языка и только в 9 классе.

Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической и диалогической речи необходимо активно тренировать и на всех других уроках, начиная с начальных классов. Неслучайно итоговое собеседование по русскому языку считается допуском ко всей государственной аттестации девятиклассника.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Все тексты для чтения, которые предлагаются участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России, которые внесли вклад в развитие разных наук: астрономии, физики, химии, биологии, географии. На всех учебных уроках самой разной направленности учащиеся работают с текстом. Следовательно, формирование и развитие умения работать с текстом является метапредметным. Без знания основ работы с текстом современный выпускник школы не сможет справиться с теми требованиями, которые к нему предъявляются на экзаменах по разным общеобразовательным предметам. Например, на экзамене по географии проверяются умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений; давать полный развернутый ответ на основании приведенного текста. На экзамене по физике проверяются умения понимать смысл использованных в тексте физических терминов; отвечать на прямые вопросы к содержанию текста, а также на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста; использовать информацию из текста в измененной ситуации. Таким образом, на всех учебных предметах должно быть планомерно простроена работа с текстом, как чтение, так и пересказ текста.

Так или иначе, пересказ (задание 2 итогового собеседования) звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на занятиях. Задания прочитать параграф, ответить на вопросы, составить план, прежде всего, направлены на умение переработать текст учебника, найти нужную информацию. А задача учителя помочь школьнику, для этого необходимо следить за правильностью речи учащегося, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, грамотно воспроизводить прочитанное.

Задание 3 – это построение монологического высказывания по одной из выбранных тем, которые соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста и посвящены школе, семье, увлечениям подростков. Комплексная работа, целью которой является создание и редактирование собственного высказывания, должна проводиться ежеурочно на всех уроках, в том числе и на уроках технологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры. В подготовке к тесту описания фотографий, картин, изображений, безусловно, должны участвовать учителя изобразительного творчества, музыки, обществознания. Работа над созданием теста-повествования планомерна может идти уроках технологии, физической культуры, физики, биологии.

Задание 4 итогового собеседования оценивает способность понимать поставленные вопросы и давать на них развернутые ответы, соответствующие речевой ситуации. Трудно представить любой современный урок без диалога. Ведь это форма общения, это взаимодействие между учащимися, между учителем и учащимся. Диалог звучит на разных этапах урока: повторение пройденного материала, объяснения нового материала, контроль и систематизация полученных знаний. Задача каждого учителя-предметника следить за высказываниями учащихся, редактировать ответы, исправлять ошибки, допущенные в устной речи школьников.

Конечно же, если каждый учитель на каждом уроке будет планомерно работать с текстом, высказываниями учащихся и следить за их речью, то не только будет обеспечен успех выпускника на итоговом собеседовании по русскому языку, но будет реализована основная цель образования – всестороннее развитие личности, способной эффективно действовать в любой новой или нестандартной ситуации.

Список литературы

  1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году итогового собеседования по русскому языку, утвержденная ФГБНУ «ФИПИ» 10.11.2020г. [Электронный ресурс]. – URL : http://doc.fipi.ru (дата обращения : 02.12.2020).
PDF