СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Смирнова Наталья Александровна

УДК 373.5.016:514

Н. А. Смирнова, М. С. Можаров

N. A. Smirnova, M. S. Mozharov

Смирнова Наталья Александровна, студентка 4 курса, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Можаров Максим Сергеевич, к. п. н., профессор, заведующий кафедрой ИОТД, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Smirnova Natalia Aleksandrovna, 4-year student, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.
Mozharov Maksim Sergeyevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of Informatics and General Technical Disciplines, Novokuznetsk Institute (branch) of «Kemerovo state University», Novokuznetsk, Russia.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

SITUATION TASKS FOR THE DISCIPLINE «FINANCIAL ANALYSIS AND FORECASTING THE ENTERPRISE ACTIVITIES»

 

Аннотация. Одна из составляющих качества среднего профессионального образования – компетентность будущих выпускников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Одним из способов формирования такой компетентности является применение ситуационных заданий в процессе обучения Ситуационные задания помогают студентам на практике лучше освоить дисциплину. Важная задача образования подготовить студентов к реальной жизни и дать им возможность самостоятельно решать реальные проблемы и задачи.

Annotation. One of the components of the quality of secondary vocational education is the competence of future graduates in solving real problems and tasks that arise in life situations. One of the ways to form such competence is the use of situational tasks in the learning process Situational tasks help students to better master the discipline in practice. An important task of education is to prepare students for real life and give them the opportunity to independently solve real problems and tasks.

Ключевые слова: ситуационные задания, задания на поиск информации, умение быстро ориентироваться, мотивация учащихся, решение проблем, отношения между учащимися и педагогам, финансовый анализ.

Keywords: situational tasks, tasks for finding information, the ability to quickly navigate, motivating students, solving problems, relationships between students and teachers, financial analysis.

 

Ситуационная задача учит студента мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах, т.е. быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения [1].

Для того, чтобы решить данные проблемы не обязательно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т. е. изменение содержания знаний и типов работы. Данные проблемы на уроках позволяет решать именно такая форма работы как ситуационная задача. Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс – научить учащихся:

  • отбирать информацию;
  • сортировать ее для решения заданной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы;
  • искать альтернативные пути решения и оценивать их; ‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:

  • развивают коммуникативные навыки;
  • получают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • изменяют мотивацию к обучению.

Ситуационные задачи – это как раз те задачи, которые позволяют учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка (в соответствии с таксономией целей К. Блума). Таким образом, в основе ресурсов повышения качества образования лежит психологический закон усвоения знаний – знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно – значимых проблем на деятельностной основе.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

  1. Название ситуационной задачи. Она должна задача иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название, отражающее её смысл.
  2. Личностно-значимый познавательный вопрос. Этот вопрос формулируется вначале задачи и обращен непосредственно к личности учащегося. Чтобы сделать акцент на личностное обращение перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение.
  3. Набор текстов. Предназначен для ответа на личностно значимый познавательный вопрос. Информация по данному вопросу может быть представлены в разнообразном виде: фрагмент текста, выдержка из статьи в газете, таблица, график, схема, рисунок и т. д.
  4. Задания к работе с данной информацией. Эти задания составлены согласно таксономии целей полного усвоения знаний Б. Блума (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка). Они выполняют роль «лестницы», поднимаясь по которой учащиеся должны ответить на личностно – значимый познавательный вопрос (главный при решении ситуационной задачи).

В рамках дисциплины «Финансовый анализ и прогнозирование деятельности» у студентов должны формироваться компетенции, знания и умения, связанные с решением проблем и принятием решений, поэтому актуальным является использование в обучении именно применения ситуационных заданий [2].

Примерные темы ситуационных заданий, которые помогут отобрать только те знания, умения и опыт, который будет востребован в рамках работы.

Тема: Оценка и анализ результативности хозяйственной деятельности организации.

В этой теме ученики смогут найти показатели безубыточности.

Рентабельность активов и капитала. Провести анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов. Анализ прибыли от реализации. Прочие доходы и расходы. Анализ показателей безубыточности. Эффект операционного рычага.

Тема: Анализ движения денежных средств организации.

В данной теме студенты смогут проанализировать движения денежных средств в производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Прямой и косвенный методы анализа. Факторный анализ денежных потоков. Эффективность использования денежных средств.

Задание 1.

На предприятии «Олимп» наблюдается снижение объёма производства и увеличение числа работающих, руководитель предприятия дал задание экономической службе проанализировать причины такого положения [3].

  1. На основании исходных данных проанализировать изменение объёма производства, использовать приём абсолютных отклонений (разниц), цепных подстановок (табл. 1).
  2. Составить вывод.

Список литературы

  1. Суровцева, В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования [Электронный ресурс]. / В. А. Суровцева. // Школьная педагогика, 2016. – № 4 (7). – С. 48-57. – URL : https://moluch.ru/th/2/archive/42/1266/ (дата обращения : 04.02.2021).
  2. Финансовый анализ: учебное пособие [Электронный ресурс]. – URL : https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40698/1/978-5-7996-1614-4_2016.pdf
  3. Практикум [Электронный ресурс]. – URL : https://portal.tpu.ru/SHARED/z/ZHDANOVA/students/IEF/IEF_BAK_U4AN/u4an/Tab1/Tab/Uchet_L_8_2017.pdf

PDF