ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 3

1 апреля 2021 г.

Авторы: Силаева Марина Кирилловна

УДК 821.161.1

М. К. Силаева

M. K. Silaeva

Силаева Марина Кирилловна, преподаватель русского языка и литературы, заведующая научно-методическим отделом, ГОУ СПО «Промышленно-строительный техникум», г. Тирасполь, Молдова.

Silaeva Marina Kirillovna, teacher of Russian language and literature, head of the scientific and methodological department, SEI SVE «Industrial and construction technical school», Tiraspol, Moldova.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

THE IMPORTANCE OF THE PRINCIPLES OF THE AXIOLOGICAL APPROACH IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE AS ONE OF THE CONDITIONS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Аннотация. Настоящая статья раскрывает значение принципов аксиологического подхода на занятиях русского языка и литературы. Приводятся примеры использования методов и приёмов в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся, приводятся ситуации их применения на занятиях. Особое внимание уделяется наиболее эффективным подходам, методам и приёмам: концептный подход, приёмы «Синквейн», «Слово-магнит» метод решения дилеммы, кейс-метод, «мозговой штурм».

Annotation. This article reveals the importance of the principles of the axiological approach in the classroom of the Russian language and literature. Examples of the use of methods and techniques in the process of spiritual and moral education of students are given, situations of their application in the classroom are given. Particular attention is paid to the most effective approaches, methods and techniques: concept approach, techniques «Sinkwine», «Word-magnet» method of solving a dilemma, case-method, «brainstorming».

Ключевые слова: аксиологический подход, духовно-нравственное воспитание, метод, приём, технология, концептный подход, решение дилеммы, кейс-технология, мозговой штурм.

Keywords: axiological approach, spiritual and moral education, method, technique, technology, conceptual approach, solution of a dilemma, case technology, brainstorming.

 

В настоящее время система образования претерпевает существенные изменения: совершенствуется, осуществляет поиск новых образовательных технологий, ориентированных на личность обучающегося. Безусловно, в процессе обучения особое внимание следует уделять не только образованию, но и воспитанию подростков, поскольку изменение общественных отношений в современном обществе повлекло за собой определенные духовные проблемы, которые выражаются в обесценивании многих жизненных идеалов. Цель каждого преподавателя-словесника заключается в том, чтобы по возможности оградить обучающихся от жестокости, зла, помочь им стать добрее, милосерднее. Эту цель можно достичь на занятиях русского языка и литературы посредством аксиологического подхода.

Следует отметить, что аксиологический подход позволяет сформировать у ребят общечеловеческие ценности и создать условия к самоопределению, самопознанию, восприятию мира и себя в нём. Мне близка точка зрения И. С. Якиманской, которая считает, что обучение должно опираться на субъективный опыт обучающегося и в ходе образовательного процесса обогащаться научным содержанием [3].

Остановлюсь подробнее на некоторых, наиболее эффективных приемах и методах, способствующих реализации аксиологического подхода на своих занятиях, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, научить размышлять о прочитанном, подвести обучающихся к индивидуальным или коллективным поискам.

На первом этапе занятия часто применяю проблемный метод подачи темы и формулирования задач. Приведу несколько примеров:

  • В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова?
  • Достойны ли люди подвига Данко? Был ли смысл в его героическом поступке?

Через выявление проблематики произведения, понимание точки зрения писателя обучающийся познаёт себя.

На стадии мотивации или рефлексии люблю использовать приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления). Данный приём позволяет выразить свои мысли кратко и точно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить суть какого-либо понятия, явления или литературного героя. Приведу примеры синквейнов, написанные обучающимися. Синквейн со словом «совесть».

СОВЕСТЬ

  • останавливает, предупреждает
  • строгая, требовательная, человеческая,
  • помогает оставаться человеком
  • синоним – мораль, ответственность, долг

ЗАЯЦ

(по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц»)

  • Честный, самоотверженный,
  • Добивался, не предавал, прощался,
  • Был верен своему другу
  • Герой

Работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Часто практикую метод решения дилеммы. Например, на занятии по теме: «Язык и речь. Речевое общение» рассказываю обучающимся известную историю о баснописце Эзопе и философе Ксанфе. Затем, разделившись на 2 группы, обучающиеся обсуждают дилемму. Одна группа придерживается точки зрения, что нет ничего лучше языка, приводит примеры и доказательства. А вторая – доказывает, что нет ничего хуже языка, в качестве примера приводит пословицы: «Язык мой – враг мой», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и другие. В конечном итоге обе группы приходят к единому мнению, что язык – это великое средство общения.

При изучении тем «Устная и письменная речь», «Развитие умений монологической и диалогической речи» обучающиеся выполняют творческую работу: пишут сочинение-миниатюру. Темы подобных сочинений могут быть разными:

«Что я ценю больше всего в человеке?»

«В чём проявляется честность?»

«Моё понятие о милосердии»

«Достаточно ли сегодня патриотизма у нашей молодежи?»

«В моей речи есть слова-паразиты….» и др.

Выполнение творческих работ способствует развитию творческих и духовных возможностей обучающихся.

Духовная сфера предполагает ответы на вопросы: для чего я пришёл в этот мир? Зачем я живу? Есть ли у меня цель, которая даёт моей жизни смысл, наполняет её светом, одухотворяет? В этом помогает ещё один н менее эффективный метод – кейс-технологии. Кейсовая технология – это обучение действием, путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов). Приведу несколько примеров использования кейс-метода. При изучении темы «Художественный стиль» практикую такие кейс-задания:

  1. «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». На примере предложенного текста притчи «Какого волка ты кормишь?» докажите справедливость данного суждения.
  2. После прочтения стихотворения Л. Мартынова «След» и выполнения ряда заданий к нему обучающиеся отвечают на вопрос: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

При подборе текстов обращаю внимание на их нравоучительную сторону.

На занятиях литературы выстраивается особая система ценностей, а основой и неотъемлемой частью жизни человека является совесть. Разбудить совесть, заставить задуматься о том, как жить – это не что иное, как воспитание духовности.

Часто применяю концептный подход (Технология коммуникативного обучения). О данном подходе писала кандидат педагогических наук Н. Л. Мишатина: «Концепт – это понятие, относящееся к духовной жизни человека (например, добро – зло, любовь ненависть, честь – подлость и т.д.). Любой концепт – это «свёрнутый» текст, обладающий огромным текстообразующим потенциалом. Изучение концепта состоит в смысловом развёртывании «свёрнутого» текста на основе фольклора, классической литературы, философии, живописи, публицистики» [2]. Д. М. Лихачев склонен был рассматривать «художественный мир», воспроизводящий «действительность в некоем “сокращенном”, условном варианте», «как систему “концептов” в творчестве данного автора (или данной эпохи)». В самих концептах ученый видел «…некие подстановки значений, скрытые в тексте “заместители”, некие “потенции” значений…» [1].

Взяв за основу идею данного подхода, стала применять его на своих занятиях. При изучении сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина читаем сказку «Пропала совесть». Как можно вызвать интерес обучающихся? В данном случае мне помогает концептный подход. Прежде чем перейти к анализу фрагментов сказки, исследуем концепт «совесть», поскольку тема сказки – уже в её названии. Проводим исследование, разделившись на группы. Обучающиеся пробуют себя в роли лингвистов, знатоков литературы и искусства, духовной культуры.

«Лингвисты» создают словарный портрет слова «совесть», «Знатоки культуры» объясняют смысл этого понятия в аспекте нравственности, «Знатоки литературы» создают словесный портрет совести и объясняют, какими эпитетами её наделил автор, почему совесть в сказке называют ветошью, тряпкой, приживалкой.

После анализа ключевых сцен сказки беседуем на тему:

  • Что произошло бы с героями сказки, если б они не избавились от совести?
  • Какой была бы наша жизнь без совести?

Немаловажное значение в изучении литературы имеет групповая дискуссия. В качестве примеров приведу некоторые вопросы, которые предлагаю для дискуссий:

  • Проблема «отцов» и «детей» – актуальна ли сегодня данная проблема?
  • Всегда ли «красивые – смелые»? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

В процессе дискуссий обучающиеся дают свою оценку литературному произведению, событиям и героям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают социальные проблемы и нравственные вопросы.

«Мозговой штурм» – один из наиболее популярных методов развития творческой активности. Метод «мозгового штурма» продуктивно использую на занятиях литературы. Чаще всего зачитываю начало небольшого текста, а обучающимся необходимо продумать его концовку. Или при изучении лирики поэтов пишу на доске только начальные строки стихотворения и предлагаю обучающимся дописать или озвучить продолжение стихотворения. Наилучшие идеи сравниваются с произведением поэта и поощряются.

Довольно интересен и эффективен приём «Слово-магнит» (от слова – к собственному тексту). Этот оригинальный приём позволяет представить слово по-новому (с нравственно-эстетических позиций), рассмотреть его в структуре собственного письменного текста. Сначала слово необходимо оценить:

  • какое оно?
  • какой у него знак («+» или «-»)?
  • какие слова оно к себе «притягивает»?

Затем составить небольшой текст, используя «притянутые» магнитом слова.

Аксиологический подход в обучении определяет всю систему духовно-нравственного развития обучающихся. Процесс этот длительный, быстрый результат невозможен, но работа, которая ведётся преподавателями на занятиях русского языка и литературы, поможет «посеять доброе, вечное», драгоценное зерно в души обучающихся. Кроме того, занятия русского языка и литературы – прекрасная возможность говорить с будущим поколением о важнейших вопросах жизни: о душе и духовности, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, любви и дружбе, а выбор всегда за ними.

Список литературы

  1. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка [Текст]. / Д. С. Лихачев. // Известия РАН. Серия лит. и яз., 1993. – Т. 53. – № 1. – С. 3-9.
  2. Мишатина, Н. Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры [Текст]. / Н. Л. Мишатина // Литература в школе, 2007. – № 5. – С. 27-30.
  3. Якиманская, И. С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения [Текст]. / И. С. Якиманская. // Вопросы психологии, 1995. – № 2. – С. 24-25.

PDF