РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Научные исследования в педагогике

15 октября 2013 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна

И. В. Сликишина

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ОСНОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Специалисты сегодня пишут о необходимости перехода от функционально-эмоционального управления к процессному управлению вузом. Это обосновано существующем кризисом управления: имеющаяся у вузов система управления не отвечает новым условиям хозяйствования. Отсутствие в былые времена у вузов рынка и конкуренции образовательных услуг, стабильное финансирование со стороны государства – все это не вызывало необходимости думать о хлебе насущном.

Традиционно вузы были научно-образовательными учреждениями. В современных условиях, из научно образовательного необходимо переходить в коммерческо-финансовое-научно-образовательное учреждение. В результате возникают неявные или плохо обозначенные обязанности, возлагающиеся на преподавателей и научных работников.

Если руководители вузов изменят стиль и принципы руководство, то многих проблем можно избежать. Осознавая вышеобозначенные проблемы, некоторые вузы предприняли попытки перехода к процессному управлению.

Процессное управление основано на процессном подходе. Бизнес-процессы в вузах определены неоднократно и разделяются на категории в соответствии с основными сферами деятельности.

Нас интересуют не только процессы организации учебной деятельности в контексте дистанционного обучения, но и процессы управление студенческим и преподавательским контингентом. Эти процессы должны соответствовать мировым стандартам в целом. В связи с этим актуальным стало получение сертификатов менеджмента качества, которые регламентированы стандартами ИСО 9000.

Всеобщее управление качеством – это стиль управления, основанный на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. При достижении определенных значений показателей изменится общий баланс целевых значений, после чего показатели должны изменяться. Так достигается эффект постоянного усовершенствования и управления качеством. Желаемый результат достигается эффективнее, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Среди множества групп целей, выделяемых для образовательного учреждения остановимся на тех, которые соответствуют дистанционным образовательным целям. Это прежде всего внутренние цели, обеспечивающие технические возможности дистанционного обучения и расширение площади предоставления образовательных услуг. И цели, преследующие внедрение инноваций в обучение, повышение привлекательности вуза на рынке образовательных услуг. Выделив цели, можно построить цепочки процессов:

  • Подготовка учебного плана и  организация учебного процесса
  • Реклама и продвижение рекламной компании в соц. сетях
  • Работа с абитуриентами, родителями, заказчиками.
  • Реализация учебного процесса с использованием дистанционных технологий.
  • Административные процессы.

В существующую модель  системы управления вузом[5], состоящую из СМК, системы управления бизнес-процессами, системы управления ресурсами вуза и бухгалтерской системой добавляется система,  называемая системой управления контентом и обучением (LCMS), которая и обеспечивает внедрение дистанционного обучения.

Как отмечается во многих источниках, одной из наиболее перспективных форм получения качественного образования становится дистанционное обучение. Актуальным остается вопрос о механизмах реализации дистанционного обучения на базе традиционных ресурсов.

Внедрение дистанционного обучения студентов является фактором, обеспечивающим совершенствование учебного процесса [1]. Это, безусловно, должно способствовать повышению активности руководителей вуза в отношении внедрения дистанционных технологий. Но трудности, возникающие на этом пути, рассеивают внимание и перемещают акценты.

   Основными проблемами, возникающим на пути внедрения технологий дистанционного обучения студентов являются:

  1. недостаточно разработанная  нормативно-правовая база;
  2. недостаточный уровень подготовки специалистов в области дистанционного образования; 
  3. материально-техническое обеспечение.

Используем в качестве поиска решения проблемы методологию реинжиниринга бизнес-процессов вуза.

Реинжиниринг, согласно мнению специалистов, это кардинальная перестройка существующих бизнес-процессов, способствующая быстрому и эффективному росту производительности и прибыли.

Реинжиниринг бизнес-процессов в вузе уже традиционно используется  при введении инновационных методов управления вузом, а именно при переходе к процессному управлению [4]. В нашей работе рассмотрим основы проведении реинжиниринга бизнес-процессов при внедрении дистанционного обучения.

На основании работ специалистов в экономике, введших впервые новый экономический смысл понятия «реинжиниринг», будем использовать реинжиниринг как обеспечивающую подсистему при внедрении дистанционной системы обучения в традиционное образовательное пространство вуза. На процесс реинжиниринга оказывают влияние следующие факторы:

  • координация целей внедрения ДО со стратегией вуза;
  • поддержка руководства вуза;
  • качественное управление;
  • готовность к изменениям в традиционной схеме учебного процесса;
  • управление изменениями (обучение ППС, использование ИКТ)
  • финансирование;
  • требования внешней и/или внутренней среды.

В связи с вышеперечисленным,  появляется необходимость создания нового структурного подразделения в вузе, которое будет осуществлять деятельность и отслеживать эффективность полученных результатов. Традиционным стало уже создание в вузах Центра Дистанционного Образования. Недавняя инициатива Министерства образования и науки РФ – это мониторинг результатов электронного обучения, который и направлен на сбор информации по деятельности подобных центров в вузах[6].

Промежуточным этапом деятельности по организации дистанционного  обучения  в вузе между теоретическим обоснованием и созданием центра ДО является плановая научно-практическая деятельность кафедр вуза по разработке модели информационного пространства, предназначенного для электронного обучения. Результатом такой работы является разработка подходов к созданию модели открытого образовательного интернет-пространства на базе СДО.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Москвитин А.А. Внедрение дистанционных технологий обучения студентов как условие совершенствования учебного процесса// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

2. Баканова М.В. Анализ бизнес-процессов кафедры вуза как основы разработки стратегии автоматизированного управления кафедрой// ИЗВЕСТИЯ Пензенского государственного педагогического университета им.В.Г.Белинского №18(22) 2010

3. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики// под.ред.д.э.н., проф. А.Н.Асаула - СПб.: «Гуманистика», 2007. – 280 с.

4. Бедрина С.Л. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом// Автореферат дисс. к.э.н. изд-во Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2008 г.

5. Вагнер Ю. Управление процессами в вузе// Открытые системы. СУБД№9, 2010

6. Информационная система мониторинга электронного обучения в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.monitoring-el.ru

PDF