ФЕНОМЕН ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Научные исследования в педагогике

15 октября 2013 г.

Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Можарова Анна Эдуардовна

М. С. Можаров, А. Э. Можарова

ФЕНОМЕН ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Получив свое развитие как инструмент научного анализа и практического ведения бизнеса, организационная культура в качестве все того же инструмента управления в наибольшей степени удовлетворяет образовательным потребностям как в сфере управления образовательными учреждениями, так и в сфере организации обучения. Релевантность организационно-культурного подхода к анализу образовательных процессов в первую очередь обусловлена тем, что именно организационная культура, являясь совокупностью общепринятых в образовательной организации (и разделяемых всеми субъектами учебно-воспитательной деятельности) представлений и подходов к реализации своих функций и функций данной образовательной организации, формам интерактивных отношений и субординационно-координационных связей, а также к достижению результатов образовательной деятельности, выступает в качестве важнейшего интеграционного фактора, детерминирующего степень эффективности функционирования образовательного учреждения в целом [1, с.63].

Ни в какой мере в нашей работе мы не пропагандируем нивелирование и унификацию точек зрения, убеждений, взглядов и т.д. работников образовательных учреждений, ни в какой мере мы не призываем к борьбе с демократическими ценностями, к борьбе с инакомыслием, напротив, мы считаем, что организационная культура образовательного учреждения должна способствовать проявлению плюрализма подходов, но не на уровне конфронтации между членами коллектива, а на уровне конструктивного обсуждения и профессионального спора. «...Учитель в действительно демократическом обществе должен познакомить учеников с разными толкованиями, интерпретациями любого содержания учебного материала, с тем, чтобы предоставить самому ученику возможность их постановления, рефлексии и выбора своей позиции... Объективная, многоаспектная, взвешенная, проникнутая диалектикой позиция - это то, что и характеризует педагога-профессионала» [2, с.119].

Н.К. Голубев отмечает, что «...учитель действует одновременно как организатор учебного процесса и как человек, тонко реагирующий на каждый акт взаимодействия, как имеющий равное с учениками право на учет и уважение его собственных потребностей. Он работает с классом не как с некоторым количеством конкурирующих и соперничающих индивидов, а как с социальной группой, развивающейся по определенным (культурным) законам. Поэтому необходимо понимать и группу в целом, и каждого отдельного ученика, быть в какой-то мере специалистом в области межличностных отношений (в культуре)» [3, с.350].

При этом, как считает Т.И. Шамова, «...отказ от идеологии подчинения не означает отказ от управления вообще, а лишь от определенных форм осуществления управления - от авторитарно-деспотических и репрессивно-насильственных механизмов его реализации» [4, с. 84-85].

Кроме того, для здоровой организационной культуры в образовательной сфере принципиально важно, чтобы в ней утвердились «такие образовательные концепты», как партнерство, которое характеризуется отношением к другому человеку как к равному, а также «...содружество, которое предполагает отношение к другому как к ценности, стремление к объединению в совместной деятельности для достижения общих целей. Основу такого взаимодействия представляет консенсус» [5, с. 142].

В исследованиях отечественных педагогов ΧΧ века понятия «организационная культура» мы не находим, однако встречаются понятия «культура поведения», «культура педагогического коллектива», «организация педагогического коллектива» и т.д.

Исследованию педагогического коллектива как самоорганизующейся и саморазвивающейся социальной, психологической, педагогической общности посвящены работы Н.С. Дежниковой, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой [6, 7, 8] и других.

Учительский коллектив представлен исследователями «...как особая социальная группа, объединенная общими признаками, к которым относятся: профессионально значимые ценности, организованность, внутренняя сплоченность и т.п. А в качестве специфических особенностей современного российского учительского коллектива выделяют объединение функций воспитания и образования, высокую степень самоуправляемости, коллективный характер труда и т.п.» [9, с.51-52].

Ряд исследователей (А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, К.М. Ушаков и другие) отмечают развитие в педагогическом коллективе формальной и неформальной его подструктур. «Противоречия между ними (различное видение задач учебного заведения, форм и методов преподавания, конфликты между формальными и неформальными лидерами и т.д.) могут привести к негативным последствиям как в деятельности всего коллектива, так и в формировании мировоззрения его отдельных членов - в первую очередь начинающих учителей» [9, с.52].

К характеристикам педагогического коллектива, влияющим на эффективность всего образовательного процесса, относят психологический климат, складывающийся в нем в процессе совместной профессионально-педагогической деятельности как «...система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения».

В педагогических исследованиях современности проблема коллектива поднимается достаточно часто, работы ученых направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и другие), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и другие). Указанные исследования показали, что коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

В современном системном и культурологическом понимании педагогический коллектив (Т.А. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова) рассматривается как модель общества, отражающая форму его организации; отношения, которые ему присущи; атмосферу, которая ему свойственна; а также систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

Коллектив как субъект нового образовательного процесса - это также группа людей, представляющая собой источник инновационной активности и научного познания закономерностей освоения деятельности, усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений и осознанного принятия культурных ценностей, определяющих объем и структуру содержания целенаправленного целостного процесса воспитания и обучения.

Связывая понятия «коллектив» и «организационная культура» отметим. что внутри коллектива складывается система отношений между людьми. Такая система, будучи продуктом культурной деятельности человека, может быть названа организацией. Такая организация на утилитарном плане образует систему обязанностей, ответственности, прав и собственных правил поведения. На следующих планах эта система преобразуется - проецируется в систему личностных потребностей, диалога, ценностей и ценностных ориентаций. Эта система в своей содержательной части, в области конкретных материальных, личностных и духовных отношений, образует совокупность внутриколлективных жизненных проявлений, которые мы называем организационной культурой. При этом «...организационная культура характеризует не только жизненные ресурсы коллектива, не только их главные отличия, но и непосредственно социальную сферу, в рамках которой идет развитие и наследование социальной информации» [10, с.38].

Возрастание роли организационных отношений в современном обществе, и в том числе в образовании, определяется, во-первых, успехами человечества в области науки и техники (ИКТ), которые связаны «...не столько с расширением горизонтов познания и творчеством отдельных личностей, сколько с возможностями организаций, объединяющих усилия многих концентрирующих ресурсов по главным направлениям и добивающихся выдающихся конечных результатов» [11, с.14], а во-вторых - ростом значения и роли человека (учителя) в системе организационных отношений, которые в современном мироустройстве выходят на первый план.

В современной теории управления организация все в большей мере понимается не только в нормативно-регламентирующем и функционально-управленческом смыслах, но и как сфера межличностного диалога, взаимодействия и взаимообогащения. Неслучайно ведущей формой общественного развития, как это отмечается в различных международных документах, становится разработка технологии построения эффективных социальных организаций, в том числе образовательных, то есть таких, в которых задействованы различные формы отношений, гармонизированы формальные и неформальные структуры, представляющие субъектов внутри организации.

Как таковой феномен организационной культуры в отечественной педагогике встречается фрагментарно и несистемно, представлен, как мы уже говорили, в теории педагогического коллектива, теории управления образовательным учреждением (без использования понятия), в теории управления качеством образования, в системном подходе и т.д.

Проведенный анализ работ в области педагогики позволил выявить диссертационные исследования: Т.А. Антопольской (2010), Л.И.Гуревич (2004), А.В. Зайцева (2000), , а также ряд статей, в которых так или иначе рассматривалась проблема организационной культуры в системе педагогических знаний.

В работе Т.А. Антропольской  решается проблема формирования организационной культуры учреждения дополнительного образования, автор рассматривает организационную культуру только на одном уровне - уровне учреждения дополнительного образования.

А.В. Зайцев отмечает, что «...в сфере исследований по педагогике, в частности в области анализа деятельности педагогического коллектива, оно (понятие.- Прим. авт.) до сих пор не нашло широкого применения в нашей стране. Исключением являются, пожалуй, только некоторые работы К.М. Ушакова, однако эту культуру он рассматривает с позиций менеджмента - как производную от управленческих действий директора школы и инструмент повышения эффективности руководства школой... Не отрицая правомерность и пользу подобного подхода к организационной культуре, необходимо отметить, что в нашем исследовании рассматривается иной ее аспект...» [9, с.54].

В диссертационном исследовании Л.И. Гуревич в качестве средства развития организационной культуры рассматриваются совершенствование бизнесс-процессов, а такой подход сильно сужает данную научную проблему, и не позволяет концептуально обосновать процесс профессиональной подготовки. Автор использует только этот механизм и не рассматривает организационную культуру  в контексте профессионально-педагогической культуры, не раскрывает организационную культуру учителя информатики на основе его интегративной деятельности (а ведь это основная функция организационной културы в его профессиональной подготовке). В работе представлена модель организационной культуры, построенная на артефактах - знаниях о бизнесс-процессах, эти знания появляются при изучении, предложенных автором разделов отдельных дисциплин,  не как результат применения всего спектра инструментов организационной культуры в процессе всей, включая педагогическую практику, профессиональной подготовки. А ведь только погружение в культурную среду, через освоение культурной деятельности, с языком, формами, методами и средствами и др. позволяет человеку становиться субъектом этой культуры.

Таким образом, исследований феномена организационной культуры в педагогике недостаточно, несмотря на его соответствие педагогическим представлениям об образовательном процессе:

1. Организационная культура как социальный феномен соответствует педагогическим представлениям об образовательном процессе, педагогическом коллективе, управлении, деятельности учителя и образовательного учреждения в целом и т.д. и может составлять концептуальную основу образовательного процесса (профессиональной подготовки), несмотря на это исследованию феномена организационной культуры в педагогике уделяется недостаточное внимание.

2. В нашей статье организационную культуру мы рассматриваем как расширение общей и профессиональной культур, связанное с жизнедеятельностью организаций, а организационную культуру образовательного учреждения - как расширенную проекцию общей и профессионально-педагогической культуры на сферу жизнедеятельности образовательного учреждения.

3. Кроме того, раскрывая приведенный тезис о существовании «личности в культуре и культуры в личности» в контексте организационной культуры, в нашем исследовании мы выделяем следующие ее уровни: (I) часть общей культуры, характеризующую отношение общества к эффективной совместной деятельности, (II) способ культурного существования отдельного образовательного учреждения; (III) культуру интегративной деятельности (в соответствии с рисунком 1). Что в свою очередь позволяет говорить об организационной культуре учителя (в частности учителя информатики) и о ее становлении как личной культуры и культуры интегративной деятельности.

Рисунок 1. Уровневая структура понятия «организационная культура»

 4. К ценностям организационной культуры могут быть наравне с другими (например - с ценностями профессиональной культуры) отнесены ценности профессионального развития членов коллектива, в частности, учащихся и студентов,- новые знания в профессиональной области и новые компетенции в профессиональной деятельности

Литература

1. Василевич С.Н. Организационная культура как фактор совершенствования сферы образования: Дис. ... канд. социол. наук  / С.Н. Василевич. - М., 2004. - 148с. {58}

2. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. - М., 2002. - 119с.

3. Голубев И.К. Введение в диагностику воспитания / И.К. Голубев, Б.П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 350с.

4. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001. - С. 84-85.

5. Немакина Э.П. Основные теоретические подходы к проблеме воздействия на личность в процессе управления // Социология и психология управления: сб. науч. ст. - М., 2003. - 142с.

6. Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. - М., 1984. - 342с.

7. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992. - 228с.

8. Новикова Л.И. Методологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем / Л.И. Новикова // Моделирование воспитательных систем: Теория - практике: сб. науч. ст. / Под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М., 1995. - С. 5-10.

9.Зайцев А.Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя: Дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Зайцев. - М., 2000. - 160с.

10. Шарипов Ф.Ф. Организационная культура как фактор реализации проектов организационного развития: Дис. ... канд. экон. наук / Ф.Ф. Шарипов. - М., 2002. - 246с.

11. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 1996. - 335с.

12. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002. - 57с.

13. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М., 2001. - 27с.

PDF