КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Профессиональная подготовка будущих учителей информатики

8 сентября 2014 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна

В. П. Густяхина

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Изменения в структуре высшего педагогического образования России, связанные с вхождением России в Болонский процесс, принятием ряда документов, определяющих направления развития образования, требуют ориентации системы высшего педагогического образования на новые подходы к организации профессиональной подготовки будущих учителей. В этих целях необходимо создание целостной дидактической системы профессиональной подготовки учителя информатики, предполагающей не только новые, более эффективные технологии организации учебно-воспитательного процесса в педвузе, но и пересмотр структуры и содержания самой профессиональной подготовки студентов. Результатом профессиональной подготовки будущего учителя информатики должно стать формирование личности профессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением и воспитанием, обладающего широким кругом профессиональных (в первую очередь методических) компетентностей.

Недостаточная эффективность традиционного обучения будущих специалистов высшего звена побуждает к поиску более действенных технологий формирования профессиональной компетентности. В качестве одного из важных путей решения этой проблемы выступает усиление практической направленности обучения, объединение теоретической и практической подготовки будущих учителей информатики. Эта задача может быть решена при контекстном подходе к обучению, обеспечивающим естественную связь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью.

Попытки системного решения проблем высшего педагогического образования осуществляются исследователями на основе различных концепций и подходов: системного и системно-деятельностного, личностно-ориентироваштого, технологического, синергетического, квалиметрического, компетентностного и даже объектно-ориентированного. Однако при реформировании системы высшего педагогического образования в целом и отдельных ее компонентов не всегда учитывается то обстоятельство, что назначение и задачи педагогического вуза принципиально иные по сравнению с другими вузами: его выпускники призваны осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Конструирование учебного процесса в современной педагогической практике осуществляется либо на основе обучения через информацию, либо на основе обучения через деятельность. Определение контекстного обучения как концептуальной основы для интеграции различных видов деятельности студентов (учебной, научной, практической) дано в работе А.А. Вербицкого.

Слово «контекст» может иметь широкий смысл: им можно обозначать физическое действие, поступок, реплику, систему мотивов. Следовательно, контексты могут быть социальными, поведенческими, эмоциональными, историческими, культурными, деятельностными. С этой позиции учебный процесс в школе или вузе является одним из проявлений социальной практики, он отражает все те закономерности, плохие и хорошие, которые существуют в обществе. Следовательно, учебный процесс - лишь фрагмент в контексте многоликой общественной жизни, а значит, он не может строиться на какой-то одной технологии обучения.

Контекстное обучение ориентируется на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Концепция контекстного обучения по сравнению с традиционным обучением имеет целый спектр достоинств, составляющих основу организации профессионально- образовательной деятельности любого профиля (с учетом особенностей будущей специальности обучающихся). Однако в условиях педагогического образования необходимы как соответствующая трансформация исходных положений, так и технологии реализации концепции контекстного обучения, что связано со следующими особенностями обучения студентов педагогического вуза:

  • в процессе обучения происходит формирование как собственно познавательной деятельности, так и готовности к будущей профессиональной деятельности, при этом будущая профессиональная деятельность вновь направлена на организацию учебно-познавательной деятельности;

  • формы организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза - лекции, практические и лабораторные занятия, семинары, зачеты, экзамены и т.д. - аналогичны формам их будущей профессиональной деятельности;

  • содержание и технологии предметного обучения студентов в последующей профессиональной деятельности выступают в качестве теоретико- методологической базы, обеспечивающей эффективное преподавание учебных дисциплин;

  • совокупность сформированных личностных качеств (моральных, этических, нравственных и т.д., взглядов и убеждений) является основой успешного осуществления воспитательной деятельности.

Обучение в педагогическом вузе должно включать:

  • психолого-педагогическую и методологическую подготовку; профессионально ориентированное предметное обучение;

  • личностно-ориентированное обучение контекстного типа в рамках всех предметных блоков; профессионально ориентированную систему внеаудиторной деятельности студентов; социально-коммуникативную среду межличностного взаимодействия.

В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).

Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников.

Специфика подготовки будущего учителя заключается в том, что в его профессиональной деятельности особенно значимыми являются профессионально-педагогические и методические знания. В этой связи необходима соответствующая методическая подготовка, которая предполагает формирование системы профессионально и личностно значимых качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, адаптацию к педагогической деятельности и быстро меняющимся условиям, эффективность профессиональной деятельности, потребность и способность к непрерывному самообразованию и повышению педагогической квалификации в условиях непрерывного устаревания предметных знаний.

Однако практический опыт показывает, что молодые учителя информатики и студенты - практиканты не вполне квалифицированно подходят к формированию проблемной ситуации на уроке, организации исследовательской деятельности учащихся, выдвижению гипотезы решения, учебной проблемы и определению задач для ее доказательства или опровержения, использованию средств ИКТ для решения поставленных задач. Хотя вышеперечисленное - обязательные элементы обучения информатике. Во многом это обусловлено доминированием "знаниевого" компонента в процессе подготовки учителя информатики над операциональным, а также разрозненностью междисциплинарных знаний. Для разрешения этих проблем контекстное обучение будущего учителя информатики должно стать системообразующим компонентом профессиональной подготовки будущего учителя информатики, обеспечивающим формирование готовности к реализации профессиональной деятельности учащихся в процессе обучения информатике в средней школе.

Литература

  1. 1.Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения, №2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / Под ред. А.А. Вербицкого. – М.: Знание, 1994. – С. 3-57.

  2. А.С. Звягина Опыт подготовки будущих учителей информатики к работе в профильных классах. http://www.churap.ru/Informat/InfoSelSch/page5/5-8.htm

  3. В.В. Малеев Методическая подготовка учителя информатики и методический дуализм профессионально-педагогического образования. Вестник МГПУ, № 7 -2006 С. 126-128.

PDF