ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Научно-исследовательская деятельность педагогов и студентов

15 апреля 2015 г.

Авторы: Агрыскина Екатерина Ивановна , Васильев Алексей Алексеевич

Е. И. Агрыскина, А. А. Васильев

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Получение образования - процесс, растянутый во времени. И главное, чтобы обучение в конечном итоге привело к заветной цели - обучению в вузе, колледже, получению профессии,  трудоустройству, по специальности с перспективой карьерного роста.

В общем, образование можно представить как процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек - это личность, способная мыслить логически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

В образовательных системах России, Европы существуют свои традиции, своя специфика.  Охарактеризуем и проанализируем особенности образовательных процессов в начальной, основной и старшей школе нашей страны и 4-х старейших европейских стран.

Великобритания

Великобритании имеет репутацию страны с безупречным образованием. И она вполне оправданна. Начать с того, что именно здесь зародилась многоступенчатая образовательная модель, ныне стремительно распространяющаяся по всему миру и по праву именуемая британской.

Как и в России, в Великобритании 11-летнее школьное образование является обязательным для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Обязательное образование состоит из двух ступеней: начальное и среднее образование, называемые Primary и Secondary Education. Российский Аттестат о полном среднем образовании является аналогом британского сертификата о полном среднем образовании, GSCE. Российский Аттестат о полном среднем образовании, также как и британский сертификат GCSE, не дает права на поступление на программы первого высшего образования в Великобритании. Чтобы поступить в британский вуз, необходимо пройти программу подготовки в вуз A-levels или Foundation.

Начальное образование. Начальное образование (Primary education), начинается для учеников достигших 5-ти летнего возраста, хотя многие британских школьники начинает учёбу раньше, в возрасте 3-х, 4-х лет на программах подготовки к школе. Начальное образование составляет шесть лет, и ученики переходят на следующую образовательную ступень в возрасте 11 лет.

Среднее образование. Аттестат о среднем школьном образовании является необходимым условием для поступления в ВУЗы страны. Одним из ключевых экзаменов, которые обязательно должны пройти учащиеся в средней школе, является GCSE - General Certificate of Secondary Education. Его сдача происходит в 16-ть лет. При этом необходимо сдать до 10 школьных дисциплин, обязательными предметами являются английский и математика, остальные же предметы избираются учеником самостоятельно.

После успешной сдачи GCSE обучение детей в Великобритании в средней школе продолжается до 18 лет. За два года обучения ребенок должен избрать какую-либо подготовительную программу к поступлению в ВУЗ, на выбор даются: программа A-level, программа Foundation и программа международного бакалавриата (IB).

Характерно, что программы Foundation и IB ориентированы на иностранцев. Однако сертификат от Foundation считается менее престижным и аттестационные баллы по нему не рассматриваются в наиболее престижных университетах, например, в Оксфорде или Кембридже. Поэтому обучение детей в Великобритании по программе IB считается оптимальным, особенно если ученик прибыл из-за рубежа. Суть программы состоит в сдаче 6 предметов, а также языка и математики. Сроки обучения составляют 2 года. Сертификат от Foundation можно получить быстрее - всего за один год обучения. Характерно, что и IB, и Foundation, являются подготовительными программами, которые наиболее часто предлагаются в частных школах, тогда как программа A-level более характерна для государственных учебных заведений.

Необходимость получения сертификатов по одной из этих программ - это обязательное условие поступления в ВУЗ, однако оно недостаточное, кроме него нужно предъявить баллы по языковым экзаменам. Именно для этого предоставили возможность обучения детей в Великобритании на языковых курсах.

Франция

Достижения Франции в области науки, техники, а также в гуманитарной сфере хорошо известны. Сильнейшая в мире математическая школа, на основе которой успешно развивается производство программных средств обеспечения, передовые исследования в области физики элементарных частиц, целый ряд важных открытий в области дешифровки генов человека, космические программы, - французская наука не стоит на месте. Не меньше впечатляют и успехи французских ученых в гуманитарных областях - исторической, социологической, экономической. Все эти достижения стали возможны, лишь потому, что во Франции действует эффективная и динамично развивающаяся система образования.

Начальное образование. Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертициката о начальном образовании ( certificat d'etudes primaire, CEP). 

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет ( если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:

  • Подготовительный курс (CP)
  • Начальный курс 1-й год (CE1)
  • Начальный курс 2-й год (CE2)
  • Средний курс 1-й год (CM1)

   Средний курс 2-й год (CM2)

Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. 

В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно. 

Школы обучают смешанные классы - девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи "Школа для мальчиков" или "Школа для девочек". 
Все предметы в классе ведет один преподаватель.

Среднее образование. Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения. 

6-й и 5-й классы - цикл наблюдения. Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков. 

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения. 

4-й и 3-й классы - цикл ориентации. Дети начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки. В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC). После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения. Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным. В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми. Обычно эти секции называются SEGPA. 

2-й "короткий" цикл профессионального образования. Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

  • CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией
  • BEP (сертификат общего профессионального образования) , который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики. Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов. 
2-й "длинный" цикл обучения: лицей. Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра.

Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации 

Первый класс имеет много направлений - филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. 

"Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра. ЕГЭ во Франции давно уже существует, только называется иначе - «бак», что происходит от «бакалавра». Если в англоязычных странах таким словом обозначают студентов, окончивших тот или иной вуз, то во Франции «бак», с одной стороны, это документ, аналогичный нашему аттестату зрелости, с другой - первая университетская ступень.

Италия

Италия давно и прочно вошла в общественное сознание как законодатель в моде и дизайне всего, начиная с одежды и обуви и заканчивая мебелью и автомобилями. Страна с одной из древнейших и богатейших историй может похвастаться огромным количеством академий искусств и школ дизайна, чьи выпускники без труда смогут применить полученные знания и обеспечить себе достойный заработок. Иными словами, трудно найти страну, более подходящую для обучения творческим профессиям.

 Система образования в Италии характеризуется наличием Начальной школы, которая подразделяется на 2 ступени - scuola elementare 1 и scuola elementare 2.

Обе эти ступени являются бесплатными для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе - чтение, письмо, рисование, арифметика, музыка и др. - являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка. Дети учатся пять дней в неделю по шесть часов в день. В конце каждой ступени проводится тестирование с применением системы оценок (знания оцениваются по шкале «отлично», «хорошо» и т. д.). 
В частных школах, которых не более 5% от общего количества школ в стране, классы не так переполнены, Как в государственных, однако частные школы не имеют права выдавать свои атестаты, поэтому их ученики сдают государственные экзамены. 

Окончив начальную школу ученики в Италии сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат об окончании начальной школы. 
Начиная с 11 и до 15 лет дети в Италии посещают Среднюю младшую школу (scuola media), где изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство и музыку. 
Начиная с 15 и до 18-19 лет, дети в Италии идут в старшую среднюю школу, где ученики решают, будут ли они поступать в Вуз или будут получать проффесиональное образование. Если ученик хочет учится по обычной программе и в перспективе поступать в университет, он продолжает свое обучение в лицеях.

Лицеи бывают: классические, технические, гуманитарные, лингвистические и лицеи искусств. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю.

Выпускники сдают экзамен (esame di maturita), очень похожий на французский экзамен на степень BAC, и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Фактически, на данном этапе учебы ученики определяются со своей будующей профессией. Если ученик не собирается поступать в университет и хочет получать профессиональное образование, то он продолжает далее учебу в институтах» или колледжах. По окончании учащиеся получают аттестат о среднем образовании (diploma di maturita) и свидетельство о профессиональной квалификации. 

Германия

Немецкий закон об образовании предоставляет возможность любому гражданину развивать личность и свободно выбирать школу, вуз и профессию по своим наклонностям и способностям. Цель образовательной политики заключается в оказании оптимальной поддержки каждому человеку и предоставлении ему возможности получить профессиональную подготовку, отвечающую всем потребностям и интересам. В течение жизни гражданам Германии доступен комплекс общего, высшего и профессионального образования.

Система школьного образования в Германии.

Общее образование в Германии бесплатное. Абсолютно для всех обязательно 9-летнее школьное образование, а для самых способных и одаренных детей, планирующих поступление в вуз, система рассчитана на 12-13 лет. В Германии на сегодняшний день для более 12 миллионов школьников открыто около 50 тысяч школ.

Система школьного образования делится на три ступени: начальное (до 4го класса), первое среднее (с 4го по 10й класс) и второе среднее (с 10го по 13 класс). Все дети, которые достигли шестилетнего возраста, поступают в начальную школу (Grundschule). Обучение в ней продолжается четыре года, нагрузка составляет порядка 20-30 часов в неделю. 
После окончания начальной школы дети могут продолжать обучение в Hauptschule, Realschule, Gymnasium или Gesamtschule.

Наиболее слабые ученики для дальнейшего обучения направляются в Hauptschule (главную школу), где обучаются в течение пяти лет. Основная ее цель заключается в подготовке к малоквалифицированной деятельности. Здесь можно получить лишь базовое образование. Нагрузка составляет 30-33 часа в неделю. По окончании главной школы выпускник может продолжить обучение и получить профессиональное образование или начать работать.

Ученики с результатами выше средних поступают в Realschule (реальную школу) и обучаются на протяжении шести лет. Такие школы обладают достаточно высоким статусом и предоставляют профессиональное образование в сферах торговли, обслуживания и государственной службы. Полученный по результатам обучения высокий бал позволяет с легкостью поступить в гимназию, а затем и в вуз.

Наиболее престижным типом школы является Gymnasium (гимназия), ее диплом позволяет без экзаменов поступить на многие факультеты университетов. Гимназии, как правило, специализируются на гуманитарном образовании. Ученики тринадцатого класса являются уже абитуриентами, они непосредственно готовятся к учёбе в университете. По окончании последнего класса школьники сдают экзамены по основным школьным дисциплинам (Abitur). Качество подготовки в тринадцатом классе и сложность экзаменов в гимназии очень высоки.

Основные черты вышеперечисленных учреждений объединены в Gesamtschule (объединенной школе). Продолжительность обучения в ней составляет шесть лет, то есть с пятого по десятый класс. Некоторые объединенные школы предлагают обучение в старших классах (с одиннадцатого по тринадцатый). Их организация напоминает старшие классы гимназий, но сюда поступают дети, не имеющие рекомендации из начальной школы. К тому же не во всех землях есть школы данного типа. В случае успешного окончания старших классов объединенной школы ученику выдается Hochschulreife (аттестат зрелости). Этого документа будет достаточно для поступления в вуз.

Кроме вышеперечисленных разновидностей школ, в Германии есть специальные школы самого разного уровня и профиля для учеников с ограниченными физическими или умственными возможностями, называются они Sonderschule.

В Германии установлены стандартные правила для поступления в университет. Допуском к обучению в вузе является диплом Abitur. Этот документ выдается по итогам обучения в гимназии или в объединенной школе по программе гимназии. Международная классификация стандартов образования ЮНЕСКО ISCED определяет, что эти требования соответствуют второму курсу университетов стран, в которых применяется десятилетняя или одиннадцатилетняя система школьного образования (к примеру, в Российской Федерации). Средняя оценка экзаменов является важнейшим критерием в получении возможности обучения в вузе. Вступительные экзамены в университеты Германии не проводятся. Приём абитуриентов осуществляется в соответствии со средними оценками в аттестате, также учитываются некоторые социальные факторы.

Россия

В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой.

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой. 

Начальная  школа. Дети могут  идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "мир вокруг нас", физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык - немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку ("5"), квадрат ("4"), треугольник ("3"), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы. Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения.

Общее среднее образование. Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах.

Лицейское образование. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю".

Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

Гимназии в России. Так сложилось, что понятие "гимназия" ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют "элиту" современного общества, в основном, "элиту по крови". (То же происходило и в Германии, пока она не стала единственным доступом к высшим учебным заведениям). Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ. Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

В настоящее время, хотя образовательные учреждения продолжают называться лицеями и гимназиями, происходит смена терминологии - образовательные учреждения трансформируются в образовательные организации, в которых статус «лицей» и «гимназия» не предусмотрены.

В результате нововведений в нашей стране в конце обучения выпускники сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку, математике, в будущем предполагается - по иностранному  языку. В настоящее время также рассматривается вопрос об обязательном выпускном экзамене по истории. Ряд предметов выпускник может сдать по выбору, причем один из них можно сдать "заочно" в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Литература

1.     http://www.hse.ru/data/2010/03/05/1231448480/OECD_8_12.pdf

2.     http://vestnikk.ru/crucial/4347-sistema-srednego-obrazovaniya-v-raznyh-stranah.html

3.     http://euni.ru/ucheba/poleznaya-informazia/o-germanii/sistema-obrazovaniya

PDF