ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Научно-исследовательская деятельность педагогов и студентов

15 апреля 2015 г.

Авторы: Гончаренко Маргарита

М. Гончаренко

Научный руководитель ст.преп. каф. ТиМПИ Густяхина В.П.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от желаний и усилий педагогов. Например, с распространением калькуляторов ухудшились навыки школьников в устном счете. Однако история должна чему-нибудь учить, поэтому использование компьютеров следует признать неизбежным. Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий.

Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.

Электронный учебник представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию, справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. В учебниках обучаемому предлагаются как видеофрагменты, иллюстрирующие те или иные процессы, так и традиционное изложение текста со статичными рисунками и схемами.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества электронному учебнику по сравнению с традиционным:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • позволяет отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь;
  • текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.

Электронный учебник можно назвать самоучителем, так как он рассчитан на самостоятельное обучение. Иллюстративный электронный учебник, состоящий из текста, графической, аудио и видео информации, в отличие от традиционного учебника, позволяет проводить индивидуализированное обучение. В отличии от традиционного учебника он приближает обучение к обучению с  преподавателем. 

Интерактивный электронный самоучитель, содержащий графический фрагменты, способен привлекать школьников и молодежь намного успешней, чем традиционный. Электронный учебник является компактным, он может хранить большое количество информации. Следует отметить, что на одном переносном носителе, таком как внешний винчестер, флешка и даже CD/DVD диск, можно хранить целую библиотеку традиционных учебников. Каждый преподаватель хорошего уровня  может легко настроить электронный учебник на свою программу обучения, легко  редактировать какие-то его части  или комбинировать несколько электронных учебников в один. Преподаватель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в интернет. Электронный учебник не портится со временем в отличие от традиционного учебника. Создание и публикация электронных средств обучения не связано с большими затратами. Электронные учебники могут иметь встроенную систему тестирования, что дает возможность учащемуся проверить, как он усвоил пройденный материал. Учащийся и учитель могут мгновенно найти нужную им часть информации благодаря поисковой системе. При обучении можно легко улучшить читабельность электронных учебников, увеличив размер шрифта или изменив его цвет.

В современных условиях наблюдаются некоторые проблемы, связанные с образованием:

  • Большинство учебных заведений с высоким уровнем обучения находятся в центральных городах, поэтому для людей, живущих в регионах, является проблемой повышение уровня  образования.
  • Специалисты имеют довольно тяжелый график работы, поэтому у них не остается времени на повышение своей квалификации.
  • В группе учащихся часто наблюдается разный уровень усвояемости, и многие учащиеся желают иметь собственный темп обучения.
  • У большинства молодежи не хватает финансов на учебу, на улучшение уровня своих знаний.

Дистанционное образование является решением вышеперечисленных проблем. При дистанционном обучении большую часть времени обучаемый занимается самостоятельно, поэтому возникает потребность в использовании электронных учебников. Как мы видим, электронный учебник является основным учебным средством дистанционного образования, т.е. основным средством для  повышения  квалификации, получения  второго образования  или возможности получения диплома престижного университета, колледжа.

Необходимо отметить, что в современных условиях меняется роль школы в обществе, а, следовательно, и отношение ученика к школьному образованию. У многих учащихся проявляется стремление к сокращению времени обучения, усиливается тенденция к профессионализации образования, поэтому электронный учебник, в подобных случаях, лучший вариант для самостоятельного изучения предмета и готовности для будущей профессии. Самым главным мотивом к применению компьютерных технологий в образовании является обеспечение возможности индивидуального обучения в отсутствии преподавателя. Можно надеяться на повышение заинтересованности к учебе, поскольку компьютер уже сам по себе привлекателен для детей.

Информационные источники

1.     Густяхина, В. П. Использование электронных изданий учебного назначения в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / В. П. Густяхина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электр.науч. журн. - 2012.- № 4. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/journals/19/. - (Дата обращения: 05.02.2015).

2.     Густяхина, В. П. Применение электронных изданий учебного назначения в профессиональной подготовке учителей [Электронный ресурс] / В. П. Густяхина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электр.науч. журн. - 2013.- № 2. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/journals/24/. - (Дата обращения: 05.02.2015).

PDF