ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ

Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза

Журнал: Информационные технологии в образовании и научная работа студентов

11 июня 2015 г.

Авторы: Астафьева Арина Сергеевна

А. С. Астафьева

Научный руководитель ст.преп.каф.ТиМПИ НФИ КемГУ Густяхина В.П.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ

В соответствии с исследованиями психологов, в ходе личного общения в среднем воспринимается около 90% информации, в процессе телефонного разговора - 20%, а в ходе сеанса видеосвязи - 70%.

По другим источникам 80...85 % информации человек воспринимает зрительно, поэтому видеоконференцсвязь оказывает неоценимую помощь человеку в жизни. В связи с этим применение видеоконференций в управлении, медицине, дистанционном обучении, системах безопасности и многих других областях приносит огромную пользу. Конечно, даже видеоконференции никогда не заменят личного общения, но они позволяют добиться принципиально нового уровня общения людей, подчас разделенных многими тысячами километров.

Ведь согласно многочисленным исследованиям, на слух человек воспринимает всего лишь десятую часть информации (как, например, при телефонном разговоре). А в случае, когда есть возможность следить за жестикуляцией и мимикой собеседника, КПД восприятия информации достигает 80...85 %.

То есть если к общению собеседников по звуковому (аудиальному) каналу добавляется визуальный невербальный язык (жесты, мимика и т.п.), то у собеседников повышается эффективность восприятия информации. Как видно по своим психофизиологическим параметрам видеосвязь достаточно близка к личному общению и намного превосходит возможности телефонной связи.

Однако для того чтобы обеспечить эффективное применение видеосвязи, мало только видеть и слышать одного собеседника, необходима возможность организации конференций с несколькими участниками, возможность обмена дополнительной информацией (презентации, документы, изображения с дополнительных видеокамер и др.).

Режим работы, обеспечивающий все это, называется видеоконференция, а сама технология одновременной передачи видео, голоса и данных - видеоконференцсвязь (ВКС).

Видеоконференцсвязь - это технология, которая позволяет пользователям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме, используя возможности привычного всем компьютера, максимально приближая диалог на расстоянии к реальному живому общению. Области применения видеоконференции огромны. На сегодняшний день практически не осталось области жизнедеятельности, в которой не используют видеоконференцсвязь.

Первые решения по проведению видеоконференций между пользователями находящимися на значительном расстоянии друг от друга, появились еще в 70-е годы прошлого столетия. Однако тогда они были достаточно дорогими, поскольку требовали выделенных высокоскоростных линий связи, специально обученных операторов и оборудованного помещения. Сегодня работать со средствами видеоконференцсвязи персонального или группового уровня не намного сложнее, чем пользоваться привычными операционными системами персональных компьютеров и их приложениями. Затраты на организацию видеосвязи стали вполне доступными как для крупных транснациональных компаний, так для фирм средних размеров.

Переход от аналогового телевидения к цифровому, достижения в области сжатия видеоинформации и увеличение пропускной способности каналов связи позволяют сегодня реализовать системы видеотелефонии и видеоконференцсвязи с высоким качеством изображения и звука.

Видеоконференция сегодня является одним из эффективных средств дистанционного обучения, общения, максимально приближенного по своим параметрам к реальному, которое используется в самых разных областях деятельности. Дистанционное обсуждение актуальных вопросов специалистами в режиме реального времени в условиях быстрого развития теле-, радио-, спутниковой связи становится более доступным.

В области образования  видеоконференция  становится обычным, все чаще используемым средством при переподготовке и повышении квалификации специалистов, для профильной школы, для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, самообразовании.

Подготовка и организация видеоконференции  зависит от  цели  ее проведения, аудитории, для которой она предназначена. Если в интерактивной конференции принимают участие учителя, преподаватели вузов может быть предложен один сценарий, если же на связи учащиеся старших классов, соответственно - другой. Участие в  видеоконференции  видных ученых, методистов способствует привлечению широкого внимания учителей, работников образования, преподавателей вузов из регионов, пользующихся их разработками и учебниками. Общение с профессионалами, авторитетными специалистами очень дорога для учителя из региона, не  имеющего  возможности сегодня приехать на курсы повышения, но следует подчеркнуть, что процесс интересен для обеих сторон.

В современном мире с развитием информационных технологий понятие "провинции" теряет свой смысл. Учителя и методисты могут предложить на  видеоконференцию  свои собственные разработки и обменяться мнениями с коллегами. Сотрудничество науки и практики, активное взаимодействие необходимо, актуально на современном этапе, взаимно обогащает. Постоянное участие в сетевых мероприятиях:  видеоконференциях, форумах, чат-сессиях, электронных журналах, - создает условия для профессионального роста и самообразования учителей, способствует самореализации. 

На данный момент существует довольно широкий спектр оборудования различных производителей для организации и проведения видеоконференций как в локальных сетях (LAN), так и в распределенных сетях(WAN). Это оборудование отличается, как по стоимости, так соответственно и по уровню предоставляемых услуг.

Информационные источники

  1.      Густяхина, В. П. Moodle как инструмент создания индивидуальной образовательной траектории [Электронный ресурс] / В. П. Густяхина // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электр.науч. журн. - 2012.- № 6. - Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/journals/21/. - (Дата обращения: 03.03.2015).
PDF