ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Раздел: Научно-методическое обеспечение подготовки по направлению «Прикладная информатика в образовании» // Тематический сборник научных трудов кафедры Теории и методики преподавания информатики

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

14 октября 2015 г.

Авторы: Попова Лариса Владимировна

Л. В. Попова

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Основной задачей в подготовке современного выпускника лежит принцип личностного саморазвития, т.е. развитие профессиональной компетентности, формирующей потребности студента к повышению своего профессионального уровня и способности к управлению развития личности в целом. В стандартах третьего поколения основной акцент ставится на реализацию практических видов деятельности, направленных на развитие профессиональных компетенций, для которого необходима система условий для самореализации, самоопределения и самосовершенствования будующего специалиста.

Профессиональные компетенции в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) подразделяют на категории, классифицированные по видам профессиональной деятельности, по которым осуществляется подготовка бакалавра, направленная на удовлетворение потребностей рынка труда и ресурсов образовательной организации: проектная деятельность (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5); производственно-технологическая деятельность (ПК-6, ПК-7, ПК-8); организационно-управленческая деятельность (ПК-9, ПК-10, ПК-11); аналитическая деятельность (ПК-12, ПК-13, ПК-14); научно-исследовательская деятельность (ПК-15, ПК-16).

Оценка учебной деятельности студента с применением традиционных средств контроля не позволяет качественно оценить сформированность профессиональных компетенций, т.к. должна прежде всего быть нацелена на заинтересованность в результате. Возникает необходимость в ведения новых средств и медодов оценки, которая позволит объективно оценить уровень сформированности каждой компетенции. Авторами Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Рассмотрена модель, которая определяет уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций. В стуктуре компетенции выделяют четыре компонента:
мотивационный, который мотивирует достижение успеха в профессиональной деятельности и характеризуется потребностью овладевать и использовать в процессе обучения общекультурные и профессиональные компетенции; когнитивный, характеризуется владением содержанием компетентности; деятельностный - определяет практическое применение знаний в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; личностный - проявляется в осознании будущего выпускника значимости личностного самосовершенствования и профессионального саморазвития. Каждый из этих компонентов можно измерить традиционно сложившимися уровнями развития:

1) нулевой - студент не владеет педагогическими компетенциями, интуитивно и безуспешно осуществляет практические навыки;

2) репродуктивный - студент сознательно применяет знания на практике, но допускает ошибки и недочеты, которые свидетельствуют об отсутствии системности, действует по шаблону;

3) продуктивный - студент проявляет самостоятельность в осуществлении профессиональных действий, применяет теоретические знания и практические навыки, успешно справляется с основными профессиональными >задачами;

4) творческий - студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими компетенциями.

Система оценки учебных достижений студентов - сложный и многогранный процесс, включающий в себя начальный, текущий, тематический и итоговый контроль. Результат этого контроля показывает не только изменения студента в процессе учебной деятельности, но и результат работы педагога и самой системы образования. Процесс оценивания предполагает формирование у студентов навыков самоконтроля, управления результатами своей учебной деятельности, значимых для его развития. Итоговая оценка учебной деятельности должна соответствовать как требованиям планируемых результатов, так и требованиям стандарта. Формирование итоговой оценки складывается на каждом этапе контроля, оцениваются все виды деятельности студента.

Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода важным этапом оценки результатов учебной деятельности является разработка качественного инструментария, который способен выступать как в оценочной роли, так и проводить самооценку практической деятельности, степень профессиональной пригодности студента, с позиции как знаний, умений, решения профессиональных задач, так и способностью к выстраиванию индивидуальной траектории своей педагогической деятельности.
Объективным инструментом в компетентностной оценке результатов учебной деятельности является рейтинговая система оценивания, преимущества которой в постоянной контролирующей деятельности преподавателя со студентами. В традиционном использовании рейтинговой системы специфичной особенностью является накопительный характер оценки, итоговый индивидуальный балл студента складывается из оценки каждого вида учебной деятельности, а сформированность профессиональной компетентности определяется рейтингом, в соответствии со шкалой оценки. Соревновательный элемент рейтинговой системы оценивания стимулирует повышение текущих результатов, студенты прилагают больше усилий для повышения рейтинговой оценки. Организация рейтинговой системы накладывает дополнительную нагрузку на преподавателя в разработке качественного инструментария для измерения оценки и регулярного подведения текущих итогов учебной деятельности. В качестве контрольно-измерительных материалов могут быть использованы: анкеты, опросные листы, портфолио, тетради-паспорты, рейтинг-листы, тесты. Рейтинговая система оценивания, организованная в рамках компетентностного подхода, помимо основных функций: осуществления систематического контроля, поддержка обратной связи со студентами, обеспечение индивидуальной траектории обучения, активизации стимула самостоятельной работы студента, и т.д. должна оценивать сформированность компетенций по каждому компоненту и уровню развития.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что уровень сформированности компетенций чаще всего описывается через таксономию Блума, которая основана на взаимосвязи компонентов и последовательно нарастающей их сложности. Бенжамин Блум [2] считает, что одной из основных задач является обучение решению проблем, с которыми придется «столкнуться» в жизни, и умению применять полученные знания на практике к решению широкого круга жизненных проблем. Он выделяет 6 категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

На этапе разработки оценочных средств рабочая программа дисциплины должна включать в себя критерии оценки сформированности компетенций, согласно теории Блумма. Так например при освоении дисциплины Информационные технологии и системы, направления Прикладная информатика, направленность Информатика обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения:

Таблица 1. Компетенции по дисциплине «Информационные технологии и системы»

При изучения дисциплины преподавателю необходимо тщательно разработать учебный курс и преподавание материала. Сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий обеспечивают достижение планируемых результатов обучения, т.е. формирование компетенций.

Лекции должны не только повествовать новый материал, но и решать проблемы (задачи), поставленные перед студентами. Студенты могут под руководством педагога или самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения. Каждая следующая лекция должна строиться на основе ранее изученного материала, чтобы студент мог уложить новую информацию в собственную систему знаний. Важным элементом лекции является дискуссия, в ходе которой преподаватель может проверить знания новых определений, выяснить их практическое применение в ходе решения задач.

При формировании оценки качества подготовки выпускников в условиях компетентностного подхода необходимо сочетать традиционные и новые способы оценки результатов обучения, опираясь на экспериментальные методики отечественных педагогов и современного зарубежного опыта.

Традиционные средства оценивания  ориентированы преимущественно на диагностику и оценку качества знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в результате освоения дисциплин, которые могут применяться как в текущей, так и в промежуточной аттестации. Инновационные средства оценивания должны проверять, как эти ЗУНы встраиваются в интегрируемую систему формируемой компетенции для решения задач профессиональной деятельности. Разновидность контрольных средств в компетентностном подходе вызывает необходимость дополнить традиционные средства оценивания новыми.

Таблица 2. Традиционные виды и форма контроля

Интерактивные методы обучения требуют творческого подхода как в организации обучения, так и в оценке его результатов. Инновационные (интерактивные) оценочные средства включают в себя стандартные тесты с дополнительным творческим заданием, рейтинговую систему оценки, кейс-метод, портфолио, метод проектов, деловая игра, комбинированная лекция и др.

Значительное место при оценке уровня сформированности компетенций определяется итоговой оценкой, которая может быть выставлена с учетом рейтинговой системы оценки, включающей в себя все виды контроля.

Литература

1. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций ФГОУ ВПО «Филиал тюменского нефтегазового университета в г. Тобольск;

2. Benjamin S. Bloom Taxonomy of educational objectives. Published by Allyn and Bacon, Boston, MA. Copyright (c) 1984 by Pearson Education. Adapted by permission of the publisher.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. №2. с.58-64.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата).

PDF