ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Раздел: Разработка методического обеспечения

Журнал: Сборник научных трудов кафедры ТиМПИ

15 августа 2015 г.

Авторы: Ганьжина Елена Юрьевна , Максименко Наталья Викторовна , Великовская Ирина Геннадьевна

Е. Ю. Ганьжина, Н. В. Максименко, И. Г. Великовская

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В современной России обучение в высших учебных заведениях, подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности, нуждается в постоянном совершенствовании, что невозможно было бы осуществить без современных информационных технологий. Особенно это актуально  для преподавания специальных юридических дисциплин, поскольку именно в процессе освоения «спецпредметов» происходит формирование основных профессиональных компетенций будущего специалиста, т.е. студент получает основные умения и навыки, которые пригодятся ему в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональный уровень современного специалиста в значительной степени зависит от того, насколько свободно он владеет интерактивными технологиями, умеет применять в практической деятельности средства вычислительной техники.

Именно поэтому, одной из приоритетных задач преподавания юридических дисциплин является совершенствование образовательного процесса в части применения современных (в том числе интерактивных) технологий обучения.  Наиболее распространенными формами применения интерактивных технологий являются компьютерные презентации, схемы и таблицы в электронном виде, а также информационно-справочные системы «Консультант плюс», «Гарант». Остановимся подробнее на каждой из указанных форм.

Мультимедийные презентации, представляющие способ позиционирования идеи в электронном виде, являются на сегодняшний день популярным средством передачи информации и активно используются в процессе преподавания юридических дисциплин. Они позволяют акцентировать внимание аудитории на значимых моментах лекции и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, таблиц и т. п.

Обобщая опыт проведения занятий по юридическим дисциплинам, можно сделать вывод о том, что в настоящее время данный способ подачи информации наиболее эффективно усваивается обучающимися. В качестве презентации могут быть представлены не только и не столько лекция, но и практические задания, задачи, тестовые вопросы, юридические документы (на презентации есть возможность их показа в подлинниках и т.д.). Кроме, того мультимедийные презентации используются для сообщения доклада на практических занятиях и являются важным направлением самостоятельной работы обучающихся.

Необходимо отметить, что роль презентаций в преподавании специальных дисциплин не сводится только к информативности, удобству использования и наглядности подачи учебного материала. Значимость презентаций заключается в том, что сами обучающиеся вовлекаются в процесс их создания, тем самым осуществляется активное участие обучаемых в дополнительной работе. Как показывает опыт,  применение компьютерных презентаций при изучении юридических дисциплин, весьма позитивно сказывается на  учебном процессе. Студенты обычно проявляют активное желание участвовать именно в данном виде самостоятельной работы. В ходе подготовки презентаций  обучающиеся проявляют творческие способности, активно  применяют знания, полученные на лекционных занятиях,  грамотно работают с различными источниками информации и, как следствие, получают достойную  оценку своего труда. Безусловно, такая практика повышает мотивацию обучения в целом.

В качестве отдельного способа применения интерактивных технологий, преподаватели юридических дисциплин используют электронные схемы и таблицы. Их применение имеет ряд преимуществ:

1) электронные схемы имеют более наглядный вид по сравнению с аналогичными схемами, выполненными на доске от руки;

2) использование электронных схем значительно экономит учебное время.

Подача учебного материала в форме таблицы или схемы  позволяет более информативно и быстро донести информацию до сведения обучающихся, способствует лучшему усвоению темы.

Еще одним направлением использования интерактивных технологий  стало сформировавшееся в последние годы   новое направление - справочно-информационные системы.

В связи с этим возникло еще одно направление использования интерактивных технологий преподавателями юридических дисциплин - использование в образовательном процессе информационно-справочных систем «Консультант плюс», «Гарант». 

Основным методом преподавания специальных дисциплин является решение задач с использованием нормативно-правовых актов. Указанные информационные системы незаменимы для быстрого подбора необходимых правовых актов, что значительно экономит учебное время, позволяет за одно занятие рассмотреть гораздо больше практических ситуаций, решить больше задач. Поскольку информационные системы предлагают нам нормативный материал в действующем виде (с учетом всех изменений и дополнений), минимизируется риск использования закона в устаревшей редакции,  что, несомненно, повышается качество решения  практических заданий.

Кроме того, указанные справочные системы содержат в себе не только нормативно-правовые акты, но и бланки юридических документов, обучающийся имеет возможность попрактиковаться в составлении правовых договоров, претензий, исковых заявлений в электронном виде.

Будущие специалисты при этом учатся не только владеть технологиями работы с электронными документами, но также эффективно и грамотно работать с   прикладным программным обеспечением, владеть методами и способами поиска документов в  базах данных.

Обучение работе с информационно-справочными системами предполагает следующие этапы:

1. Справочные правовые системы: назначение и основные возможности.

2.Виды поиска.

3.Поиск по реквизитам документов.

4.Тематические виды поиска.

5.Поиск по текстам документов.

6.Возможности информационно-справочной системы в работе со списками документов.

7.Назначение папок пользователя и приемы работы с ними.

8.Возможности информационно-справочной системы в работе с текстом документа.

9.Поиск заданного фрагмента в тексте.

10.Закладки в текстах документов.

11.Юридическая обработка найденной информации в информационно-справочной системе.

На практике обучающиеся изучают технологии работы в таких информационно-справочных системах, как «Консультант плюс» и «Гарант», делают сравнительный анализ этих систем, так как у каждой есть как преимущества, так и недостатки, например:

- поиск конкретного документа по реквизитам проще и удобней осуществлять в «Консультант плюс», а в «Гарант» есть функция поиска документа «По ситуации», что удобнее для поиска информации в конкретном случае;

- работу с текстом документа проще выполнять в  «Консультант плюс», эта система также более удобна для юридической обработки информации, но в  «Гарант» есть такая функция, как экспорт бланков документов в MS Word или MS Excel. 

Умения, приобретаемые обучающимися при использовании систем «Консультант плюс» и «Гарант», позволят будущим специалистам ориентироваться в огромной массе нормативных актов, самостоятельно решать  юридические вопросы, анализировать результаты решения, что, несомненно, важно для будущего специалиста.

Современный специалист - это специалист, который

- способен понимать сущность и значение правовой информации в развитии современного информационного общества;

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки правовой информации;

- владеет навыками работы с информационными технологиями как средством управления информацией.

В настоящее время подобные технологии являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области. Они предоставляют обучающимся массу информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, такие как книги, учебники, и в более наглядной форме. Качественно разработанные мультимедийные презентации, информационно-справочные правовые системы, все чаще становятся не просто дополнением к лекционному материалу, но и отдельными интерактивными продуктами, без которых невозможен эффективный учебный процесс любого образовательного учреждения. Такой подход к организации учебного процесса позволит не только дать обучающимся теоретические основы образования, но и практические знания, которые и определяют востребованность  специалистов на рынке труда.

Список использованной литературы

1.     Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие для вузов / Л.С. Онокой, В.М. Титов. Москва: Форум:  Инфра-М, 2012.

2.     Компьютерные технологии для юриста: практикум по системам КонсультантПлюс и ГАРАНТ / Г.А. Серова.  М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.

PDF