ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного математического образования

6 июня 2016 г.

Авторы: Аникеева Е. Т.

Е. Т. Аникеева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Школа – это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС положена новая идеология. Перед школой поставлена задача,  предполагающая воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества, поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность призвано повысить эффективность уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ на уроках позволяет  развивать коммуникативные умения учащихся, повышать интенсивность учебного труда, развивать познавательную активность, вовлекать в учебную деятельность пассивных учащихся, прививать им навыки сотрудничества, обеспечивая учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами.

Применение средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному формированию умственного и речевого развития.

ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных действиях, как:

- поиск информации;

- фиксация (запись) информации, в том числе, с помощью аудио- и видео -записи, цифрового измерения с целью дальнейшего использования записанного;

- создание текста, набираемого на клавиатуре;

- подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Конечно, не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием компьютера и все изложение учебного материала перепоручить ему. Живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-35 минут урока.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных ИКТ в деятельность всех участников образовательного процесса и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

1. Уроки в режиме on-line.

2. Ресурсы для учителей.

3. Ресурсы для учащихся.

4. Проекты on-line.

Рассмотрим позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе.

Значимость (ценность) Интернет-уроков для учащихся:

1.    Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.

2.    Работа в школьных группах вне класса.

3.    Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).

4.    Возрастание информационной грамотности учащихся.

Значимость (ценность) Интернет-ресурсов для учителей:

1.    Знакомство с профессиональной информацией.

2.    Использование планов уроков, on-linе  курсов, Web-сайтов.

3.    Обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран.

4.    Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Все вышесказанное должно убедить в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении учащихся.

Применяя информационные технологии на уроках  удалось:

- индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;

- повысить информативность урока, эффективность обучения;

- повысить качество наглядности в учебном процессе;

- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

- создать условия для развития самостоятельности учащихся, ученик работает самостоятельно, не копируя с доски или у товарища;

- повысить интерес к предмету, уверенность в том, что учащийся может усвоить предмет.

Таким образом, использование информационных технологий значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.pedsovet.org.

2. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

PDF