ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Непомнящих Наталья Анатольевна

А. А. Васильев, Н. А. Непомнящих

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ

Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Главной задачей системы образования является воспитание человека, приспособленного к жизни в современном обществе. Темпы изменений, которые происходят в обществе, настолько высоки, что  человеку приходится постоянно переучиваться, обновлять свои знания, осваивать что-то новое.  Поэтому целью школьного образования является развитие у учащихся умения учиться, т.е. формирование системы универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные,

4) коммуникативные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция,

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой, доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта может быть естественным образом организовано педагогом.

Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее коммуникативные  универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики.

Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.

Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

- владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта;

- ведение диалога «человек» - «техническая система» - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;

- умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации;

- владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования;

понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне;

умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений; толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.

Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, достаточно эффективные приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках информатики.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Например, при изучении темы «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»  можно задать вопрос «Что общего у человека и компьютера?»

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Дискуссия «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?»

Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий, развитие взаимопонимания, умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения.

Описание задания: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. Тема обсуждения «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?» В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии, которые должен озвучить и контролировать учитель.

Создание  кроссворда «Устройства компьютера».

Цель: формирование коммуникативных действий, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: разделить учеников на команды по 6 человек. Задача каждой команды составить кроссворд на заданную тему. Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Так же при оценивании будет учитываться оригинальность формы кроссворда. 

Электронная почта.

Цель: формирование навыков работы с почтовым сервисом в сети Интернет, развитие взаимопонимания, умения донести до окружающих свою точку зрения в сети Интернет с использованием почтового сервиса, участвовать в коллективном обсуждении.

Описание задания:  создать собственный почтовый ящик и отправить письмо учителю с сообщением о том, что произвели регистрацию почтового ящика. Ответить на вопросы учителя в текстовом редакторе и переслать письмо с вложенным файлом.

Вопросы:

Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?

Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования).

К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?

Какие рекомендации по организации работы за компьютером вы считаете основными? (Перечислите 2-3 рекомендации). 

Одним из продуктивных методов развития коммуникативных УУД, является метод проектов.

Создание проектов:

Цель: развитие взаимопонимания, умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения. Развитие образного мышления и творческих способностей. Развитие умения брать ответственность на себя, а также формирование умений и навыков работы за ПК.

MicrosoftWord. Создание пригласительного билета.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: средствами MicrosoftWord создать пригласительный билет.

Работая в парах, следует выбрать тему проекта и обсудить, как должен выглядеть результат их работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.

Paint. Создание открытки.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: средствами графического редактора Paint создать поздравительную открытку. Работая в парах, следует выбрать тему проекта и обсудить, как должен выглядеть результат их работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.

MicrosoftPowerPoint. Создание презентации на тему «Моя любимая сказка»

Форма выполнения: групповая.

Описание задания: средствами MicrosoftPowerPoint создать презентацию на тему «Моя любимая сказка». План проведения проекта:

- выбор темы проекта;

- разработка общего сценария и стиля проекта – сказки;

- разбиение учащихся на творческие группы;

- работа над созданием проекта: создание графических изображений в Paint по своему фрагменту сказки; создание презентации по своему фрагменту сказки.

По итогам работы каждой группы учителем и помощниками групп ведутся бланки контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, соответствие единому сценарию и стилю проекта - сказки

«Собирание» проекта (сказки) в единое целое из его фрагментов.

Демонстрация результатов своей деятельности.

Коллективная рефлексия и обсуждение вопросов: что удалось и не удалось сделать в данном проекте?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.             Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. - СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.

2.             Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия кмысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.- М.: Просвещение, 2011.

3.             Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с.

4.             Трофилова, Т.Г. Метод проектов глазами учеников // Информатика и образование. 2003. № 6. С. 46-47.

PDF