ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)
Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ
11 мая 2016 г.
Авторы: Васильев Алексей Алексеевич , Непомнящих Наталья Анатольевна
А. А. Васильев, Н. А. Непомнящих
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ
Согласно образовательным стандартам второго поколения, основная цель современного образования – обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Главной задачей системы образования является воспитание человека, приспособленного к жизни в современном обществе. Темпы изменений, которые происходят в обществе, настолько высоки, что человеку приходится постоянно переучиваться, обновлять свои знания, осваивать что-то новое. Поэтому целью школьного образования является развитие у учащихся умения учиться, т.е. формирование системы универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся, а именно личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные,
4) коммуникативные действия.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция,
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличие специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой, доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта может быть естественным образом организовано педагогом.
Эти особенности позволяют учителю использовать различные методы и приемы на своих уроках. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее коммуникативные универсальные учебные действия, которые могут быть сформированы на уроках информатики.
Развитие коммуникативных УУД происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также лабораторных работ, выполняемых группой.
Можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
- владение формами устной речи - монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта;
- ведение диалога «человек» - «техническая система» - понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды;
- умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации;
- владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования;
понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне;
умение работать в группе, искать и находить компромиссы, например работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений; толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов - существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.
Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, достаточно эффективные приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках информатики.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Например, при изучении темы «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией» можно задать вопрос «Что общего у человека и компьютера?»
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Дискуссия «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?»
Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий, развитие взаимопонимания, умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения.
Описание задания: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. Тема обсуждения «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?» В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии, которые должен озвучить и контролировать учитель.
Создание кроссворда «Устройства компьютера».
Цель: формирование коммуникативных действий, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Форма выполнения: групповая работа.
Описание задания: разделить учеников на команды по 6 человек. Задача каждой команды составить кроссворд на заданную тему. Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Так же при оценивании будет учитываться оригинальность формы кроссворда.
Электронная почта.
Цель: формирование навыков работы с почтовым сервисом в сети Интернет, развитие взаимопонимания, умения донести до окружающих свою точку зрения в сети Интернет с использованием почтового сервиса, участвовать в коллективном обсуждении.
Описание задания: создать собственный почтовый ящик и отправить письмо учителю с сообщением о том, что произвели регистрацию почтового ящика. Ответить на вопросы учителя в текстовом редакторе и переслать письмо с вложенным файлом.
Вопросы:
Почему при работе за компьютером необходимо соблюдать правила техники безопасности?
Какие требования правил техники безопасности являются, по вашему мнению, основными? (Перечислите 2-3 требования).
К чему может привести неправильная посадка при работе за компьютером?
Какие рекомендации по организации работы за компьютером вы считаете основными? (Перечислите 2-3 рекомендации).
Одним из продуктивных методов развития коммуникативных УУД, является метод проектов.
Создание проектов:
Цель: развитие взаимопонимания, умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения. Развитие образного мышления и творческих способностей. Развитие умения брать ответственность на себя, а также формирование умений и навыков работы за ПК.
MicrosoftWord. Создание пригласительного билета.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: средствами MicrosoftWord создать пригласительный билет.
Работая в парах, следует выбрать тему проекта и обсудить, как должен выглядеть результат их работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.
Paint. Создание открытки.
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задания: средствами графического редактора Paint создать поздравительную открытку. Работая в парах, следует выбрать тему проекта и обсудить, как должен выглядеть результат их работы. Оценивание работы происходит ребятами, выполнившими данное задание.
MicrosoftPowerPoint. Создание презентации на тему «Моя любимая сказка»
Форма выполнения: групповая.
Описание задания: средствами MicrosoftPowerPoint создать презентацию на тему «Моя любимая сказка». План проведения проекта:
- выбор темы проекта;
- разработка общего сценария и стиля проекта – сказки;
- разбиение учащихся на творческие группы;
- работа над созданием проекта: создание графических изображений в Paint по своему фрагменту сказки; создание презентации по своему фрагменту сказки.
По итогам работы каждой группы учителем и помощниками групп ведутся бланки контроля, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, соответствие единому сценарию и стилю проекта - сказки
«Собирание» проекта (сказки) в единое целое из его фрагментов.
Демонстрация результатов своей деятельности.
Коллективная рефлексия и обсуждение вопросов: что удалось и не удалось сделать в данном проекте?
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. - СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия кмысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.- М.: Просвещение, 2011.
3. Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 184 с.
4. Трофилова, Т.Г. Метод проектов глазами учеников // Информатика и образование. 2003. № 6. С. 46-47.