ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Бедарева А. Н.

А. Н. Бедарева

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В современных условиях качество школьного образования требует существенного улучшения. В решении этой проблемы большое внимание уделяется начальной школе. Именно в этот период закладывается фундамент успешности школьника на следующих ступенях образования, формируется его отношение к учёбе – важнейший фактор результативности учебно-познавательной деятельности.

Внимание многих исследователей привлекает наличие связи между уровнем познавательной деятельности и учебными мотивами. Очень важным условием в формировании познавательной деятельности, по мнению ученых, является применение современных дидактических электронных ресурсов, в том числе и дидактических игр.

Использование информационных технологий помогает облегчить адаптацию младшего школьника к обучению, сформировать его общее учебные и интеллектуальные умения, преодолеть трудности в учёбе.

Основными направлениями в использования дидактических электронных ресурсов для формирования познавательной деятельности младших школьников являются:

– развитие собственных мотивов школьника к выполнению учебных действий;

– одобрение успешных действий ученика;

– создание благоприятного эмоционального фона для учебной деятельности;

– реализация связи содержания обучения с жизненными реалиями.

Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения, побуждают школьника к систематической познавательной деятельности, усвоению новых знаний, овладению обобщёнными способами деятельности, научно-теоретическому осмыслению явлений.

Формирование потребностей и мотивов деятельности школьника происходит в процессе осуществления самой деятельности. Поэтому для того, чтобы у ребёнка возникли, укрепились и развились познавательные мотивы, следует привлечь его к учебной деятельности и создать условия, при которых такая деятельность вызовет у него интерес и яркие положительные эмоции. Именно это и дают возможность сделать дидактические электронные ресурсы. Работая с ними, школьник ненавязчиво вовлекается в учебно-познавательную деятельность – не по прямому указанию учителя, а по собственному желанию решить ситуацию, возникающую на экране компьютера. Сюжетное оформление учебного материала, события, разворачивающиеся со сказочными или мультипликационными героями, которыми руководит ученик, побуждают его к учебным действиям. Эти действия требуют проявления предметных знаний и умений, способности применить их в новых условиях. Сочетание учебной и практически значимой для школьника цели – вполне достижимой и понятной (открыть картинку, помочь герою, найти клад и т.п.), постепенно перерастает в учебный мотив. Такому перерастанию способствует и то, что в подведении итогов работы школьника с электронным средством внимание акцентируется на значимости тех знаний и умений, которые позволили достичь успешного результата.

В целях стимулирования самостоятельности и активности познавательной деятельности  каждого учащегося на уроках в начальной школе необходимо предлагать задания, направленные на развитие памяти, внимания и логического мышления. Дидактические игры, проведенные с компьютерной поддержкой, имеют ряд преимуществ:

1) Игры, проведенные с ИКТ, позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации.

2) Игры могут проводиться либо учителем, либо учеником. Задания дети читают самостоятельно, что активизирует их мыслительную деятельность.

3) Игра с использованием ИКТ облегчает работу учителя и дает ясное представление детям о поставленной задаче, затрачивая при этом минимум времени.

4) Изображение на экране компьютера или интерактивной доски красивое, яркое, находится в движении. Все это привлекает внимание детей и вызывает интерес к информации.

Важным свойством дидактических электронных ресурсов является обеспечение вариативности ситуаций, которые предлагаются школьнику.

В процессе применения дидактических компьютерных игр и игровых заданий удобно использовать возможности интерактивной доски. Специальные функции и преимущества интерактивной доски состоят в том, что не надо стирать с доски, можно вернуться к ранее решённым задачам, экспериментировать с условием, используя программное обеспечение доски.

Проведение занятий с использованием интерактивной доски становится увлекательным и динамичным, так как на ней можно легко передвигать объекты и надписи, устанавливать соответствия, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, графики или рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты объяснения нового материала или опроса. Можно рассуждать вслух. Комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические файлы и т.д. задают занятиям темп. Все ресурсы можно сохранять, их можно всегда открыть и повторить.

Применение электронных дидактических ресурсов, как правило, вызывает у школьников интерес. Несмотря на доступность компьютеров, их наличие дома, дети живо реагируют на использование технических устройств на уроке, на применение дидактических компьютерных игр для изучения математики, русского языка, чтения, охотно выполняют предложенные задания на компьютере.

Целесообразность использования дидактических электронных ресурсов для активизации познавательной деятельности младших школьников обусловлена возможностью – содействия развитию внутренних мотивов учения. Это достигается созданием ситуаций, которые стимулируют активность школьника относительно проявления приобретённых знаний и умений; обеспечением вариативности таких ситуаций, что требует применения знаний не по шаблону, а каждый раз в новых условиях.

Список литературы

1.        Белоусова Л. И., Олефинко Н. В. Статья по теме: Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskiy-potentsial-tsifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-dlya-mladshih-shkolnikov

2.        Дубникова Е. А. Статья по теме: Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности школьников. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Pedagogica/3_102883.doc.htm

3.        Мищенкова Т.Ю. Статья по теме: Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/02/16

4.        Перминова Т.В. Статья на тему: Опыт использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/perminova

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF