ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Жолобова Д. А.

Д. А. Жолобова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

В большинстве случаев русский язык и литература не являются любимыми предметами у школьников. Причины этого заключаются в сложности изучения: большое количество правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Повышать мотивацию можно за счет активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения.

На каждом уроке русского языка и литературы должна быть включена работа над словом: лексическая, орфографическая, орфоэпическая, стилистическая. Если эта работа ведётся в системе на протяжении всего курса русского языка и литературы, достигаются цели такой работы: формирование грамотности, обогащение словарного запаса, повышение языковой культуры. С помощью презентации PowerPoint можно проводить различные виды словарного диктанта: в картинках (на слайде картинка, ученики записывают слово), лексические (на слайде даны лексические значения слов, ученики записывают слова), орфоэпический диктант (на слайде по очереди появляются слова, ученики их произносят). Орфографические упражнения: вставить пропущенные орфограммы, исправить ошибки в тексте и т.д.

Основной потенциал современных компьютеров составляют возможности глобальной сети Интернет, где существуют интересные электронные справочные издания. Наиболее часто на уроках литературы используется интернет-ресурс «Библиогид»(http://www.bibliogid/ru), где есть возможность прочитать или прослушать необходимое произведение. Интересно школьникам будет побывать в «Виртуальном музее литературных героев»( http://jannagl.blogspot.ru) или обратиться за справкой в коллекцию «Русская и зарубежная литература для школы»( http://litera.edu.ru).

При организации библиотечных уроков, внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения учителя все чаще стали использовать приёмы для переработки информации, предлагаемые сервисом LearningApps.org. Где с помощью шаблонов возможно создание собственных интерактивных упражнений для этого необходимо:

1. Зарегистрироваться на сайте.

2. Выбрать тип упражнения.

3. Создать подобное приложение.

4. Сохранить приложение

Освоение таких сервисов позволяет учителю сформировать интерактивную среду учебной деятельности в классе и сделать процесс обучения насыщеннее, интереснее, ярче.

Новую интересную форму использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе предлагают Е.А. Жесткова и В.В. Казакова [1]. Они предлагают использовать технологию веб-квеста.

«Веб–квест в образовании – это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры. Для выполнения веб-квеста используется информация из Интернета. Важнейшей особенностью является то, что небольшая часть или вся информация для работы с ним в группе и самостоятельно находится на различных веб-сайтах» [1].

Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Веб-квест способствует поиску интернет-информации по заданию преподавателя, развитию компьютерных навыков обучающихся и повышению их словарного запаса, поощряет учиться независимо от учителя.

Список литературы

1.       Жесткова, Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 – С. 723-725. – режим доступа: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=7582

2.       Формирование ИКТ-компетентности младших школьников:  особие для учителей общеобразоват. учреждений [Электронный ресурс] / [Е.И. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М.: Просвещение, 2011.- Режим доступа: sosgim.ru/nou/posobie_dlja_uch...halnoj_shkoly.doc

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF