ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Сергина О. А.

О. А. Сергина

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Коммуникативные УУД включают в себя:

  • сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • способность предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий происходит в урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе реализации совместных проектов разной направленности. В условиях информатизации общества и образования при формировании УУД, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование современной информационно-образовательной среды [2].

Возможности информационно-коммуникационных технологий на разных уроках, помогают в формировании коммуникативных УУД младших школьников.

Очень эффективно реализуются возможности ИКТ для формирования коммуникативных УУД на уроках по развитию речи. в ходе игры на компьютере с текстовым редактором Word, с участием ножниц, клея и бумаги.

«Практическое пособие по развитию речи» О. Узоровой, Е. Нефедовой; «Сборник упражнений и тестов по развитию речи» Е. Грабчиковой; «Дидактический материал по развитию речи в начальной школе» Л. Артюховой, Н. Шевердиной и др.

Перейдём непосредственно к технологии проведения занятий.

Одним из заданий было составление текста из «рассыпавшихся» предложений, которые дети обобщают и показывают на экране компьютера, как с помощью панели инструментов Word «вырезать – вставить» можно редактировать текст. Учащиеся разрезают предложенный текст на отдельные предложения, переставляют их в нужном порядке и составляют связный текст. На интерактивной доске записывались наиболее интересные заголовки и сравнивались с авторским. Редактирование текста используется для краткого изложения, вставляя в него подходящие по смыслу части речи, составления из разных текстов докладов или сообщений для уроков окружающего мира, истории.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному, при котором ребёнок становится активным участником образовательного процесса.

Использование ИКТ даёт возможность учителю, применяя разнообразные способы представления учебной информации, гибко управлять обучением, чтобы повысить качество знаний обучающихся и способствовать формированию универсальных учебных действий. Применение информационных технологий на уроке способствует усилению дифференциации по каналам восприятия учебного материала, по возрасту, видам внимания и памяти [3].

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст].  – М.: Просвещение, 2011.

3. Юнина, Е.А. Новые педагогические технологии [Текст]: учеб. .метод. пос. / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2008. – 148 с.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Попова Л.В.

PDF