КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Математика, теория и методика преподавания математики и физики"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

29 сентября 2016 г.

Авторы: Гарбузова К. М.

К. М. Гарбузова

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ  «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»

 

В современном мире в сфере образования происходят постоянные изменения и нововведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.  Для достижения этой цели используется системно-деятельностный подход. Его используют как при проведении обычных школьных уроков, так и  внеурочных занятий, например элективных курсов.

Отличительными чертами курса внеурочной деятельности являются его пропедевтический характер на основе метода научного познания. Такой подход способствует началь­ному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного пред­ставления о мире.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является организация освоения метода научного познания на основе системно-деятельностного подхода, предоставление учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе об­учения и творчестве при освоении реального мира вещей и явлений.

В условиях реализации программы курса внеурочной деятельности широко используются методы учебного, исследовательско­го, проблемного эксперимента. Учащийся в процессе позна­ния, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти пе­реживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Исходя из психологических  и возрастных особенностей учащихся 5 классов, на занятиях большое внимание уделяется таким формам и методам обучения и взаимодействия, как беседа, дискуссия, обсуждение, совместная проектная или исследовательская деятельность.

В качестве примера рассмотрим технологическую карту занятия № 6.

Тема: Объем. Измерение объема.

Класс: 5

Продолжительность урока: 45 минут

Цель: Познакомить детей с понятием объем. Научить работе с мензуркой.

Задачи:  

-обучающие: организация деятельности по формированию представления об измерении времени;

-развивающие: продолжить развитие внимания, мышления (моделирование, аналогия, конкретизация);

-воспитательные: продолжить формирование культуры самостоятельной работы, представлять и отстаивать свое мнение, культуру учебного труда;

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Средства     вербальные: устное слово, печатное слово (тексты)

                    наглядные: физическое оборудование.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Краткий план урока:

1. Актуализация (8  минут)

2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (5 минут)

3. Рассмотрение и анализ понятия «Объем. Единицы измерения объема»  (7 минут)

4. Закрепление (практическое применение полученных знаний) (15 минут)

5. Подведение итогов (7 минут)

6. Перспектива (3 минуты)

Рабочий лист к занятию № 6 по теме «Объем. Измерение объёма»

Дата проведения урока:_______________________________________________________

Задание № 1. У вас есть предмет, мензурка и вода. Как используя только это оборудование определить объём предмета? Напишите свой вариант решения этой проблемы ___________________________________________________________________

Сформулируйте тему  урока:__________________________________________________

Подумайте, какова цель урока?________________________________________________

Каковы этапы изучения  темы? ________________________________________________

Задание № 2. Перед вами находятся кубик и линейка. Определите объём кубика. Заполните таблицу № 1.

Таблица № 1.

Задание № 3. Определите цену деления мензурки. Используя мензурку, определите объём выданного вам тела.

_____________________________________________________________________________

Задание № 4. Вам дана мензурка и горох. Определите объем одной горошины.

_____________________________________________________________________________

Подведение итогов.

Насколько вам понравилось сегодняшнее занятие? Выберите один из смайликов.

1)      Все понятно, мне было интересно   

2)      Не все понятно, но занятие понравилось 

3)      Занятие не понравилось 

Домашнее задание

Задание № 1.

Возьмите свою любимую кружку. Определите её объем. Используя её, определите объем вашего чайника, самой маленькой и самой большой кастрюль в вашем доме.

_____________________________________________________________________________

Научный руководитель ст. преподаватель каф. МФиМО НФИ КемГУ,
учитель физики МБНОУ «Лицей №111» Васильев А.А.

PDF