ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МАГИСТРАНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Камчаткина В. М. , Кульгина Лариса Александровна

УДК 378.147.227

В. М. Камчаткина, Л. А. Кульгина

V. M. Kamchatkina, L. A. Kulgina

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МАГИСТРАНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

ORGANIZATION OF THE TRAINING PROCESS OF THE MASTERS DEGREE CANDIDATES OF CONSTRUCTION DIRECTION TAKING INTO ACCOUNT THE INDIVIDUAL STYLES OF THE INSTRUCTION

Аннотация. В статье приводится диагностика когнитивно-деятельностного стиля у магистрантов строительного направления Братского государственного университета. В работе использован тест Л. Ребекка. На основе полученных данных даются предложения по организации учебного процесса.

Annotation. There is diagnostics of cognitive- activity style in the masters degree candidates of the construction direction of Bratsk State University in the article. There is used test l. Rebecca in the work. There is given the proposal on the organization of training process on the basis of obtained data.

Ключевые слова: учебный процесс, андрагогика, магистранты, когнитивный стиль, учебный стиль.

Keywords: training process, andragogika, masters degree candidates, cognitive style, training style.

 

Организация учебного процесса магистрантов, с нашей точки зрения, должна значительно отличаться от обучения студентов пришедших в ВУЗ после школы. Это обусловлено тем, что в магистратуру поступают самостоятельные, готовые к обучению, стремящиеся к реализации полученных навыков взрослые личности. Поэтому в процессе их обучения обязательно нужно учитывать специфику образования взрослых, применяя андрагогические  принципы, давая возможность обучающимся «активно и реально участвовать в организации процесса обучения» [1, с.24].

Такой подход требует обязательного выяснения индивидуальных особенностей обучающихся, активно влияющих на осуществление процесса обучения, уяснения их как преподавателями, так и самими магистрантами.

Для нашей работы представило значительный интерес определение когнитивного и учебного стиля обучающихся, являющееся одной из задач андрогогической диагностики. Когнитивный стиль – особенности познавательной деятельности человека. Учебный стиль – особенности деятельности обучающегося по организации и осуществлению процесса своего обучения в соответствии с психофизиологическими и социально-психологическими особенностями; индивидуальные особенности восприятия и обработки информации.

Для диагностики когнитивно-деятельностного стиля у магистрантов строительного направления был использован тест Л. Ребекка «Определение когнитивно-деятельностного стиля» [2], ориентированный на определение разнообразных когнитивных способов восприятия, мышления, общения и др. и известный как методика АОСО – аналитический обзор стиля обучения. Тест состоит из 5 разделов, каждый раздел соответствует своему типу деятельности: «Мои физические чувства в процессе обучения и работы», «Мое общение», «Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями», «Мой подход к работе», «Как я оперирую идеями». Диагностирование проводилось на базе Братского государственного университета в 6 магистерских группах (ТиПмз, ТиПм, РСЭм, КМСм, ФПСм, ТиПЭм).

В. М. 

Рисунок 1 – Гистограмма распределения типов физических чувств в процессе обучения и работы среди магистрантов

Анализ данных (рис. 1) позволяет сделать вывод о том, что большинство магистрантов являются одновременно визуалами и аудиалами – 28%. Также можно отметить, что много обучающихся с преимущественно зрительным восприятием действительности – 24%. 19% магистрантов с преимущественно слуховым восприятием и у 17% хорошо развиты три рассматриваемых чувства «зрение, слух и кинестетика».

Приведенные данные говорят о том, что формы организации учебного процесса могут быть многообразны и взаимодополняемы. Например: использовать рисунки, видеофрагменты, плакаты, слайды, блок-схемы, графики и диаграммы; преобразовывать зрительные образы в словесные, представляя яркие моменты событий и актуализируя в памяти запечатленный визуальный ряд; обсуждать проблемы, получая устную информацию от других; использовать звукозапись; давать возможность обучающимся представить разговор с ключевым партнером, проговорить свои ответы; полезно иметь в арсенале набор интересных примеров, историй и шуток. Преподаватель может варьировать приведенные формы в зависимости от того, какие данные получены в конкретных группах.

Рисунок 2 – Гистограмма распределения типов общения среди магистрантов

При исследовании типов общения у магистрантов (рис. 2) практически во всех группах преобладают «экстраверты» – 76%. Экстраверту нравится учиться и работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми, таким образом, в учебном процессе необходимо использовать такие приемы как игры, дискуссии, розыгрыши, работа командой. Обучение этих людей более эффективно, если оно организовано на основе активной позиции обучающегося в восприятии и обработке информации. Наиболее подходящие методы обучения в группах, где большинство экстравертов – совместное проблемное обучение.

Рисунок 3 – Гистограмма распределения типов индивидуальных особенностей среди магистрантов

По распределению индивидуальных особенностей (рис. 3) обучающиеся разделились, практически, на две одинаковые группы 38% имеют логическое мышление, 36% - интуитивное. Также можно отметить, что значительна численность магистрантов, которые легко переключаются от интуитивного к логическому способу освоения действительности – 26%.

В данной ситуации необходимо предлагать в группах на выбор различные варианты усвоения информации и выполнения заданий. Например: для интуитивно мыслящей личности дать возможность свободно поразмышлять о заданной проблеме, избегать жестких правил и инструкций, предложить осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты). Для логически мыслящего субъекта, напротив, предпочтителен поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса, для данного типа личности можно дать возможность разработать и проконтролировать узловые моменты разрабатываемого проекта.

Рисунок 4 – Гистограмма распределения подходов к работе среди магистрантов

Большинство магистрантов 70% предпочитают жестко регламентированный режим работы (рис. 4). Данный показатель говорит о том, что обучающиеся сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируют свой труд, от задания к заданию приближаясь к его завершению, структурируют процесс обучения, ориентированы на его результат, стремятся добиться его или раньше, или в назначенный срок. При обучении таких людей полезны все те формы, которые помогают спланировать процесс обучения и реализовать план, в частности интенсивные и исследовательские формы обучения. При данных формах обучения большая роль отводится взаимодействию обучающихся между собой и с обучающим. Необходимо делать основной упор на доминирование активности магистрантов в процессе обучения. На наш взгляд наиболее продуктивным может оказаться в данном случае кейс-метод (обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них) [3]. Задачами преподавателя в данном случае являются разработка продуманных кейсов, а также четкого сценария занятия, чтобы были решены все вопросы и задания кейса (для магистрантов ориентированных на жестко регламентированный режим работы это наиболее важно).

Рисунок 5 – Гистограмма распределения типов оперирования идеями среди магистрантов

Из данных рис. 5 можно видеть, что половина обучающихся мыслят общими категориями, легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, то есть обладают синтетическим стилем мышления.  Магистрантам с данным стилем мышления можно предложить создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходное (например: противоположные идеи, взгляды), осуществлять мысленные эксперименты. Тем же, кто более склонен к анализу можно предложить систематическое и всестороннее рассмотрение определенного вопроса или проблемы.

Необходимо отметить, что с учетом выявленных когнитивных особенностей магистрантов, целесообразно разрабатывать тематику выпускных квалификационных работ (ВКР), ориентировать обучающихся на получение, обработку, представление информации в свойственной для них форме. Так же, в зависимости от индивидуальных особенностей, в пределах установленного срока выполнения ВКР, можно устанавливать индивидуально сроки выполнения разделов. На различных этапах подготовки ВКР могут быть предусмотрены следующие конкретные виды научно-исследовательской работы магистрантов, результаты, выполнения которых являются отчетными материалами по каждому этапу: подготовка аналитического обзора, реферата, эссе, доклада/тезисов доклада, проспекта, рецензии, текста автореферата, публикации, грантовой заявки, разработка рекомендаций, экспертного заключения, создание модели, организация выставки или конференции [4].

Таким образом, выявление когнитивных особенностей обучающихся помогает преподавателям и магистрантам точнее сориентироваться в организации образовательного процесса, и обязательно должно учитываться руководителями магистерских диссертаций при индивидуальных консультациях по ВКР.

Список литературы

  1. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 128 с.
  2. Определение когнитивно-деятельностного стиля (Л.Ребекка) : [психологические тесты]. URL: http://vsetesti.ru/151/ (дата обращения: 12.09.2016).
  3. Белоусова Н.Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [открытый урок]. URL: http://festival.1september.ru/articles/103801/(дата обращения: 14.11.2016).
  4. Зимакова Г.А., Старцева Н.Н. Выпускная квалификационная работа магистранта (ВКРМ) [методические указания по написанию магистерских диссертаций для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01 «Строительство»]. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15stroitelstvo/93366-1-zimakova-starceva-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-magistranta-vkrm-metodicheskie-ukazaniya-napisaniyu-magisterskih-d.php (дата обращения: 14.11.2016).
PDF