НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРА
Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом
Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом
27 декабря 2016 г.
Авторы: Рогалева Елена Владимировна , Третьякова Людмила Робертовна
УДК 378.145.9
Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова
E. V. Rogaleva, L. R. Tretyakova
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРА
RESEARCH WORK AS THE BASIS OF PREPARATION TO THE FINAL STATE CERTIFICATION MASTER
Аннотация. Содержит информацию о содержании, видах, формах научно-исследовательской работы магистранта, итогом которой является защита выпускной квалификационной работы.
Annotation. It contains information about the contents, forms, forms of research work of a student, the result of which is the protection of final qualifying work.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа, магистратура, профессиональное обучение, профессиональное образование.
Keywords: research work, graduation qualification work, Master's, professional training, professional education.
Важнейшим содержательным условием, обеспечивающим эффективное функционирование магистратуры, является нацеленность основной профессиональной образовательной программы на организацию научно-исследовательской деятельности [2]. Составляющими такой деятельности являются научно-исследовательская работа в семестре, производственные практики и подготовка выпускной квалификационной работы магистра. Перечисленные составляющие научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре, ориентированы на тематику выпускной квалификационной работы магистранта.
В целом, обучение магистрантов направлено на овладение ими методами и приемами научно-исследовательской деятельности как цели подготовки в магистратуре. Поэтому содержание основной профессиональной образовательной программы предполагает:
- усиление роли научной деятельности в образовательном процессе;
- обогащение учебного процесса компонентами, предполагающими совместное участие магистрантов и преподавателей в выполнении конкретных научно-исследовательских работ;
- обеспечение условий для творческого научного роста магистрантов;
- стимулирование научной деятельности магистрантов и развитие у них устойчивого профессионального интереса к научному труду;
- интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности студентов;
- формирование междисциплинарного образовательного поля для реализации как научно-исследовательской, так и учебной деятельности студентов;
- интенсификацию и индивидуализацию образовательного процесса [2].
Согласно учебному плану научно-исследовательская работа магистранта по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Организация профессионального образования», в Педагогическом институте Иркутского государственного университета реализуется на первом курсе, поэтапно, через «Производственную практику (научно-исследовательская работа)» в объеме 15 зачетных единиц на протяжении 10 недель. Кроме этого, научно-исследовательская работа магистранта на первом и втором курсах осуществляется через «Практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» на протяжении 18 недель в объеме 27 зачетных единиц. На завершающем этапе обучения предусмотрена четырехнедельная преддипломная практика в объеме 6 зачетных единиц.
В целом, содержание всех выше перечисленных практик включает следующие виды научно-исследовательской работы:
- библиографическая работа с привлечением современных информационных технологий;
- формулирование и разрешение проблем (вопросов), возникающих в ходе выполнения научно-исследовательской работы;
- выбор необходимых методов исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме выпускной квалификационной работы магистра);
- применение современных информационных технологий при проведении научных исследований;
- обработка полученных результатов, анализ и их осмысление (на примере отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи);
- работа с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.;
- оформление результатов проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.
Руководство магистерской программой осуществляется научным руководителем, руководство индивидуальной частью программы, а именно научно-исследовательской работой, осуществляет научный руководитель выпускной квалификационной работы магистра.
Планирование научно-исследовательской работы в семестре предполагает как общую для всех магистрантов, обучающихся по конкретной основной профессиональной образовательной программе, подготовку, так и индивидуальную, связанную с написанием выпускной квалификационной работы. Результаты научно-исследовательской работы транслируются на конференциях разного уровня и оформляются публикациями в открытой печати.
Выпускная квалификационная работа магистра имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.
Тематика и содержание выпускных квалификационных работ магистрантов направлены на демонстрацию знаний в сфере организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также психолого-педагогических знаний выпускников, исследовательских умений, навыков экспериментально-методической работы.
Источниками для выбора темы могут выступить:
- реальная потребность образовательных организаций в разработке рабочих программ междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных дисциплин, дидактического сопровождения курсов на основе ФГОС;
- необходимость в разработке какого-либо учебного курса, преобразовании уже существующих материалов и разработке новых с использованием современных технологий, в том числе в подготовке необходимого информационного обеспечения курсов;
- стремление проанализировать типичные проблемы и затруднения, возникающие в повседневной педагогической работе, поиск общих способов их решения.
Примерная тематика выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) представляется в учебно-методическом пособии по выполнению выпускной квалификационной работы магистра. В частности, магистрантам для выбора предлагаются следующие темы: «Формирование профессиональных компетенций посредством интеграции естественнонаучных и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования», «Педагогические условия применения современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам», «Формирование исследовательской компетентности обучающихся колледжа», «Разработка комплекса самостоятельных работ через проектную деятельность обучающихся в системе среднего профессионального образования», «Формирование профессиональной этики специалиста в условиях колледжа», «Технологии проектного обучения в профессиональном образовании» и др.
В качестве содержания ВКР могут выступить:
- методическая разработка учебного курса (создание программы, описание методики проведения различных форм занятий самостоятельной работы, методов оценки и контроля знаний) с оценкой её последующей эффективности внедрения в учебный процесс;
- психолого-педагогическое исследование проблем образования, анализ психологических и дидактических основ учебного процесса в образовательных организациях среднего и дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, высшего образования и др.
При этом рекомендуется, в основной части выделять две главы, которые делятся на параграфы.
Теоретическая часть выпускной работы должна содержать обзор и критический анализ состояния изученности данной проблемы, ее сущность, с акцентом на исследованных и неисследованных (малоисследованных) аспектах проблемы. В этой главе должны определятся спорные моменты в рассмотрении исследуемой проблемы, даваться (уточняться) определения понятий, которые будут использоваться в работе.
Практическая часть выпускной работы может быть представлена в виде аналитической части. Тогда она содержит описание опытно-экспериментальной работы, этапы и логику исследования, а также краткое описание базы исследования, методов и средств обработки данных, описание контрольной и экспериментальной групп, результатов эксперимента. Или данная часть может быть представлена в виде проектной части работы. И она тогда представляет собой разработку рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (например, по совершенствованию управления организацией, организационной структуры и т.д.), а также подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов использования предложенных мер.
Все предложения и рекомендации должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей внедрение, и носить конкретный характер. Важно показать, как предложенные мероприятия отразятся на общих показателях деятельности образовательной организации.
В целом, выпускная квалификационная работа магистра должна соответствовать ряду требований:
- работа обязана быть актуальной, раскрывать как общие проблемы обучения, воспитания и развития обучающихся, так и частные проблемы содержания и организации учебного процесса в различных образовательных организациях;
- отражать современное состояние и тенденции развития педагогики, психологии и методики обучения;
- быть законченным комплексным научно-методическим исследованием.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы магистрантами используется весь спектр методов исследования педагогического процесса: работа с литературой, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование), изучение состояние дела в образовательных организациях по исследуемому вопросу, изучение продуктов деятельности педагогов, мастеров производственного обучения и студентов, педагогический эксперимент.
Таким образом, выпускная квалификационная работа магистра является обобщающим этапом всей научно-исследовательской работы, реализуемой за весь период обучения по магистерской программе «Организация профессионального образования» по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) от 03.12.2015, № 1409.
- Стефанов Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело: Практическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 152 с.