НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРА

Раздел: Профессиональное образование в РФ и за рубежом

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Рогалева Елена Владимировна , Третьякова Людмила Робертовна

УДК 378.145.9

Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова

E. V. Rogaleva, L. R. Tretyakova

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРА

RESEARCH WORK AS THE BASIS OF PREPARATION TO THE FINAL STATE CERTIFICATION MASTER

Аннотация. Содержит информацию о содержании, видах, формах научно-исследовательской работы магистранта, итогом которой является защита выпускной квалификационной работы.

Annotation. It contains information about the contents, forms, forms of research work of a student, the result of which is the protection of final qualifying work.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа, магистратура, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Keywords: research work, graduation qualification work, Master's, professional training, professional education.

 

Важнейшим содержательным условием, обеспечивающим эффективное функционирование магистратуры, является нацеленность основной профессиональной образовательной программы на организацию научно-исследовательской деятельности [2]. Составляющими такой деятельности являются научно-исследовательская работа в семестре, производственные практики и подготовка выпускной квалификационной работы магистра. Перечисленные составляющие научно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся в магистратуре, ориентированы на тематику выпускной квалификационной работы магистранта.

В целом, обучение магистрантов направлено на овладение ими методами и приемами научно-исследовательской деятельности как цели подготовки в магистратуре. Поэтому содержание основной профессиональной образовательной программы предполагает:

  • усиление роли научной деятельности в образовательном процессе;
  • обогащение учебного процесса компонентами, предполагающими совместное участие магистрантов и преподавателей в выполнении конкретных научно-исследовательских работ;
  • обеспечение условий для творческого научного роста магистрантов;
  • стимулирование научной деятельности магистрантов и развитие у них устойчивого профессионального интереса к научному труду;
  • интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности студентов;
  • формирование междисциплинарного образовательного поля для реализации как научно-исследовательской, так и учебной деятельности студентов;
  • интенсификацию и индивидуализацию образовательного процесса [2].

Согласно учебному плану научно-исследовательская работа магистранта по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Организация профессионального образования», в Педагогическом институте Иркутского государственного университета реализуется на первом курсе, поэтапно, через «Производственную практику (научно-исследовательская работа)» в объеме 15 зачетных единиц на протяжении 10 недель. Кроме этого, научно-исследовательская работа магистранта на первом и втором курсах осуществляется через «Практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» на протяжении 18 недель в объеме 27 зачетных единиц. На завершающем этапе обучения предусмотрена четырехнедельная преддипломная практика в объеме 6 зачетных единиц. 

В целом, содержание всех выше перечисленных практик включает следующие виды научно-исследовательской работы:

  • библиографическая работа с привлечением современных информационных технологий;
  • формулирование и разрешение проблем (вопросов), возникающих в ходе выполнения научно-исследовательской работы;
  • выбор необходимых методов исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме выпускной квалификационной работы магистра);
  • применение современных информационных технологий при проведении научных исследований;
  • обработка полученных результатов, анализ и их осмысление (на примере отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи);
  • работа с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.;
  • оформление результатов проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Руководство магистерской программой осуществляется научным руководителем, руководство индивидуальной частью программы, а именно научно-исследовательской работой, осуществляет научный руководитель выпускной квалификационной работы магистра.

Планирование научно-исследовательской работы в семестре предполагает как общую для всех магистрантов, обучающихся по конкретной основной профессиональной образовательной программе, подготовку, так и индивидуальную, связанную с написанием выпускной квалификационной работы. Результаты научно-исследовательской работы транслируются на конференциях разного уровня и оформляются публикациями в открытой печати.

Выпускная квалификационная работа магистра имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.

Тематика и содержание выпускных квалификационных работ магистрантов направлены на демонстрацию знаний в сфере организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, а также  психолого-педагогических знаний выпускников, исследовательских умений, навыков экспериментально-методической работы.

Источниками для выбора темы могут выступить:

  • реальная потребность образовательных организаций в разработке рабочих программ междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, учебных дисциплин, дидактического сопровождения курсов на основе ФГОС;
  • необходимость в разработке какого-либо учебного курса, преобразовании уже существующих материалов и разработке новых с использованием современных технологий, в том числе в подготовке необходимого информационного обеспечения курсов;
  • стремление проанализировать типичные проблемы и затруднения, возникающие в повседневной педагогической работе, поиск общих способов их решения.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) представляется в учебно-методическом пособии по выполнению выпускной квалификационной работы магистра. В частности, магистрантам для выбора предлагаются следующие темы: «Формирование профессиональных компетенций посредством интеграции естественнонаучных и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования»,  «Педагогические условия применения современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся по экономическим дисциплинам», «Формирование исследовательской компетентности обучающихся колледжа»,  «Разработка комплекса самостоятельных работ через проектную деятельность обучающихся в системе среднего профессионального образования», «Формирование профессиональной этики специалиста в условиях колледжа», «Технологии проектного обучения в профессиональном образовании» и др.

В качестве содержания ВКР могут выступить:

  • методическая разработка учебного курса (создание программы, описание методики проведения различных форм занятий самостоятельной работы, методов оценки и контроля знаний) с оценкой её последующей эффективности внедрения в учебный процесс;
  • психолого-педагогическое исследование проблем образования, анализ психологических и дидактических основ учебного процесса в образовательных организациях среднего и дополнительного  профессионального образования,  профессионального обучения, высшего образования и др.

При этом рекомендуется, в основной части выделять  две главы, которые делятся на параграфы.

Теоретическая часть выпускной работы должна содержать обзор и критический анализ состояния изученности данной проблемы, ее сущность, с акцентом на исследованных и неисследованных (малоисследованных) аспектах проблемы. В этой главе должны определятся спорные моменты в рассмотрении исследуемой проблемы, даваться (уточняться) определения понятий, которые будут использоваться в работе.

Практическая часть выпускной работы может быть представлена в виде аналитической части. Тогда она содержит описание опытно-экспериментальной работы, этапы и логику исследования, а также краткое описание базы исследования, методов и средств обработки данных, описание контрольной и экспериментальной групп, результатов эксперимента. Или данная часть может быть представлена в виде проектной части работы. И она тогда представляет собой разработку рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (например, по совершенствованию управления организацией, организационной структуры и т.д.), а также подтвержденный расчетами анализ результатов использования предложенных мер или обоснование предполагаемых результатов использования предложенных мер.

Все предложения и рекомендации должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей внедрение, и носить конкретный характер. Важно показать, как предложенные мероприятия отразятся на общих показателях деятельности образовательной организации.

В целом, выпускная квалификационная работа магистра должна соответствовать ряду требований:

  • работа обязана быть актуальной, раскрывать как общие проблемы обучения, воспитания и развития обучающихся, так и частные проблемы содержания и организации учебного процесса в различных образовательных организациях;
  • отражать современное состояние и тенденции развития педагогики, психологии и методики обучения;
  • быть законченным комплексным научно-методическим исследованием.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы магистрантами используется весь спектр методов исследования педагогического процесса: работа с литературой, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование), изучение состояние дела в образовательных организациях по исследуемому вопросу, изучение продуктов деятельности педагогов, мастеров производственного обучения и студентов,  педагогический эксперимент.

Таким образом, выпускная квалификационная работа магистра является обобщающим этапом всей научно-исследовательской работы, реализуемой за весь период обучения по магистерской программе «Организация профессионального образования» по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) от 03.12.2015, № 1409.
  2. Стефанов Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело: Практическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 152 с.
PDF