ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕМЕН

Раздел: О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Серебренников Лев Николаевич

УДК 378

Л. Н. Серебренников

L. N. Serebrennikov

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕМЕН

TECHNOLOGICAL EDUCATION IN TIMES OF CHANGE

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы взаимосвязи социально-экономического состояния общества и изменения содержания образования, в частности технологического. Автор считает ошибочным подмену реального технологического образования школьников информационными технологиями. Технологическое обучение не может обходиться без освоения реальных технологий обработки материалов и знакомства с современными производственными процессами.

Annotation. The article discusses the problem of the relationship of socio-economic condition of society and change the content of education, in particular the process. Author considers erroneous substitution of the real process of education students of information technology. Technology training cannot do without the development of real materials processing technology and familiarity with modern production processes.

Ключевые слова: социально-экономическое состояние общества, образовательная политика, технологическое обучение.

Keywords: socio-economic condition of the society, educational policy, technological training.

 

Сфера образования является отражением социально-экономического состояния общества. При его изменениях возникает несоответствие институтов образования требованиям, предъявляемым со стороны субъектов образовательного процесса. Снижение устойчивости системы и процессы перехода в новое качественное состояние определяют необходимость повышения уровня и качества решаемых задач. Изменение содержания образования должно соответствовать новому социальному заказу и потребностям учащихся [1].

Исторический опыт свидетельствует, что процессы коренных социально-экономических преобразований связаны с изменениями образовательной политики в первую очередь в системе технологической подготовки подрастающего поколения, обеспечивающей связи школы с жизнью и адаптацию к новым социально-экономическим условиям.

Существующее состояние технологического образования отражает общие проблемы в экономике страны, вызванные определенной зависимостью от добычи и продажи природных ресурсов. В этих условиях функционирование общественных институтов направлено на развитие добывающих отраслей и распределение полученных доходов среди населения. Сырьевой характер экономики приводит к сокращению финансирования и численности слоев населения, не связанного напрямую с добычей и транспортировкой ресурсов. В первую очередь, это касается работников бюджетной сферы и нетрудоспособного населения при одновременном разрастании органов управления и распределения доходов от продажи добытого сырья.

Снижение уровня производства и потребности в подготовке кадров для реального сектора экономики отражаются на состоянии системы общего и профессионального образования и непрерывной технологической подготовке школьников. В этих условиях обучение технологии сокращается до уровня подготовки подростков к самообслуживанию и социально-трудовой адаптации в ближней среде обитания, ограничивается начальной и младшими классами основной школы, исключается из учебных планов старшей основной и средней школы и выводится за рамки предпрофильной подготовки и профильного обучения выпускников.

Это находит отражение в снижении нормативных требований к результатам технологического образования, в которых приобретение знаний подменяется задачами ознакомления, получения сведений и представлений о явлениях и процессах, а формирование умений не связывается с практическим взаимодействием с окружающим миром, и относится в основном к способам поиска и обработки информации. Тенденции сокращения технологического образования в условиях стагнации производства проявляются в вопросах научно-методического, материально-технического, кадрового и нормативного обеспечения, попытках изменения его практического характера и перевода всего учебного процесса на уровень информационных технологий или дополнительного образования.

Для обеспечения перехода общества к реальной экономике требуется коренная перестройка производства, способствующая росту национального дохода на основе современных технологий и эффективного труда граждан, обеспечиваемого современным уровнем науки и образования, увеличением численности и защищенности трудоспособного населения, работающего во имя общего благосостояния. Это означает, что задача инновационного развития страны носит глобальный стратегический характер и связана с вопросами подготовки кадров для реального сектора экономики на основе эффективной системы непрерывного технологического образования.

Осуществление системной перестройки требует соответствующего научно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения. При наличии необходимых условий имеет место эволюционный характер изменения системы. При их отсутствии переход в новое состояние осуществляется на основе внешнего управления в виде реформ, нормативных актов и постановлений, не всегда отражающих сущностные процессы и не обеспечивающие эффективное решение проблем.

Технологическая подготовка подрастающего поколения направлена на обеспечение технологического обучения, трудового воспитания и комплексного развития учащихся. Достижение поставленных целей должно осуществляться на основе непрерывного практикоориентированного образовательного процесса, обеспечивающего культуросообразное, личностно значимое, профессионально направленное обучение растущего человека, в соответствии с состоянием и задачами развития производительных сил и производственных отношений.

Для решения стоящих проблем предлагаются различные варианты реорганизации систем технологического образования, сущность которых заключается в акцентировании на отдельных вопросах или методах обучения технологии.

Перевод с практикоориентированного на информационное обучение технологии с использованием ИКТ является способом внешней модернизации учебного процесса, однако приводит к утрате его сущности и результатов [2].

Широкое использование информационных технологий выступает характерным признаком современного общества и системы образования и относится к задачам курса информатики. Переход всей системы технологической подготовки на углубленное изучение информационных средств и внедрение робототехники может привести к изменению общеобразовательной направленности технологического образования и противоречию интересам  большинства участников образовательного процесса, которые выступают в основном в качестве пользователей технических средств и не позиционирует себя в качестве работников технической сферы.

Организация совместной технологической подготовки школьников с 1 по 9 класс без гендерного разделения и учета интересов учащихся способствует их лучшей адаптации в ближайшей среде обитания, однако осложняет процессы личностного развития и профессионально значимого обучения старших подростков в контексте процессов возрастных изменений. Это находит отражение в дифференциации практикоориентированного обучения подростков в странах с успешно развивающейся экономикой.

Развитие системы технологической подготовки школьников должно осуществляться с учетом социально-экономических процессов в соответствии  с целевыми задачами этапов обучения в онтогенезе интеллектуального и физического развития учащихся. В структуре целей обучения технологии можно выделить периоды дошкольного образования, трудового обучения младших школьников, общетехнологическую подготовку младших подростков к самообслуживанию, изучение отраслевых технологий и предпрофильную подготовку на завершающем этапе основной школы и профильное обучение старшеклассников в системе предметно-технологических комплексов.

Повышение эффективности технологической подготовки школьников требует укрепления межпредметных связей развития внеучебной деятельности и дополнительного образования, современного ресурсного обеспечения учебного процесса и совершенствования подготовки педагогических кадров технологического образования.

Достижение нового уровня технологического образования должно осуществляться на прочной основе научно-методического обеспечения, комплексного использования образовательных ресурсов с учетом исторического и передового опыта в условиях адекватного управления и обеспечения интересов общества в подготовке подрастающего поколения к обеспечению социально-экономического развития страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
PDF