ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Раздел: Технологическое обучение школьников в РФ и за рубежом

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Савченко В. А.

УДК 371

В. А. Савченко

V. A. Savchenko

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING IN THE EDUCATIONAL FIELD «TECHNOLOGY»

Аннотация. В статье проанализированы основные направления дистанционных образовательных технологий, применяемых в современной школе. Рассмотрен опыт использования дистанционного обучения на базе МБОУ «СОШ № 31» города Новокузнецка.

Abstract: The article analyzes the main trends of distance learning technologies used in the modern school. The experience of the use of distance learning based MBOU "School № 31" of the city of Novokuznetsk.

 

Образовательная среда современной школы в России претерпевает существенные изменения. Появились электронные журналы. Изменяются учебные программы с традиционных на те, что разрабатываются в формате ФГОС второго поколения. Уже стала привычной появившаяся еще несколько лет назад форма итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов – ГИА и ЕГЭ. Следующим новшеством, активно входящим в современную жизнь школы, являются – дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

ДОТ – это форма обучения, предполагающая взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий [1].

На данном этапе, дистанционное обучение в школах внедряется в рамках 3 основных направлений:

  • СДО – система дистанционного обучения, предполагающая в основном,  совместную работу учителей и обучающихся в тестовом онлайн-редакторе – системе «Прометей»;
  • ВКС – видеоконференцсвязь, подразумевающая проведение занятий на основе вебинаров;
  • УСП – учебно-сетевой проект, являющийся совместной деятельностью учащихся-партнеров, организованный на базе компьютерной телекоммуникации, имеющий общую проблему, направленную на совместное достижение результата, ориентированный на изучение законченной учебной темы или раздела и составляющий часть стандартного учебного курса [2].

В МБОУ «СОШ № 31» г. Новокузнецка мы также, как и в некоторых других образовательных организациях активно внедряем в учебный процесс современные дистанционные образовательные технологии. Сейчас мы используем ДОТ (помимо электронного журнала и сайта школы) в первую очередь на уроках технологии, как в группах для мальчиков, так и для девочек. Нами было проведено онлайн-тестирование в двух 8 классах по данному предмету в системе «Прометей». Помимо этого осуществляется деятельность по работе в учебно-сетевом проекте под названием: «Особенности национальной кухни».

Предмет «Технология» в качестве «стартовой площадки» по применению ДОТ в 31 школе был выбран не случайно. Этот выбор был мотивирован на основе следующих фактов:

  1. согласно современным стандартам образования школьный предмет «Технология» должен быть тесно связан с ИКТ;
  2. ключевой особенностью данного предмета является разработка и защита учащимися в конце прохождения учебного года – творческих проектов, которые в некоторых случаях можно интегрировать с современными учебно-сетевыми;
  3. УСП – должны составлять часть стандартного учебного курса, то есть, быть связаны с теми или иными разделами предмета. Во всех классах при изучении образовательной области «Технология» из рабочей программы,  выделяется большее, в отличии от некоторых иных дисциплин количество учебных часов на создание и презентацию творческих проектов (в среднем 12-14 часов), где могут быть применены УСП;
  4. Тестирование в системе «Прометей» обычно проводится для всего класса, однако осуществление данного мероприятия упрощается из-за возможности деления учащихся на 2 группы – на мальчиков и девочек.

Краткое описание системы «Прометей»

Система "Прометей" — это программная оболочка, разработанная в Институте виртуальных технологий в образовании, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения. На сайте можно ознакомиться с описанием системы "Прометей", с ее демоверсией, скачать пользовательскую документацию, прочитать описание программы "Дизайнер курсов", которая используется в рамках системы "Прометей" [3].

Описание используемого в МБОУ «СОШ № 31» УСП «Особенности национальной кухни»

Проект посвящен знакомству с национальными кухнями народов нашей страны. Учащиеся знакомятся с любимыми национальными блюдами своей семьи, исследуют причины возникновения различных национальных кухонь. Они проводят изучение связи между национальным составом своей семьи и любимыми семейными национальными блюдами и угощениями. Используя информационные технологии, учащиеся создают интерактивную презентацию своего исследования, совместно с другими командами оформляют плакат любимых национальных семейных блюд, разрабатывают меню обеда, используя предпочтения других команд и правила поведения за столом и играют, соревнуясь друг с другом [4].

Включение ДОТ в учебный процесс при изучении предмета «Технология» в МБОУ «СОШ № 31» позволило решить следующие задачи:

  1. совершенствовать умения учащихся, касающихся работы с современными интернет-ресурсами;
  2. расширить и углубить знания в сфере учебных тем и разделов образовательной области «Технология», благодаря осуществлению практической деятельности при работе с УСП;
  3. смотивировать интерес обучающихся к прохождению итогового контроля (теста), после изучения учебного раздела, в компьютерной программе «Прометей», качественно отличающегося от привычных проверочных работ и тестирований.

Список литературы

  1. Свободная библиотека Википедия [Ресурсы интернет] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_образование, свободный.
  2. Куценко, Е.В. Учебный сетевой проект. [Ресурсы интернет] // ПедФорум – Режим доступа: http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/uchebnyi-setevoi-proekt.html
  3. Потал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Ресурсы интернет] – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru
  4. Савицкая, Г.С. Особенности национальной кухни [Ресурсы интернет] – Режим доступа:  https://sites.google.com/site/sajtsavickojgaliny/vizitka
PDF