МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

Раздел: Технологическое обучение школьников в РФ и за рубежом

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Савченко А. И. , Золотарева Я. В.

УДК 371

А. И. Савченко, Я. В. Золотарева

A. I. Savchenko, Y. V. Zolotareva

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

METHODS OF TEACHING TECHNOLOGY SUBJECT AT SCHOOL

Аннотация. В работе проведен анализ учебно-методической литературы по теме исследования. Исследованы все основные классификации методов обучения, используемые в школе. Определены классификации и методы, которые целесообразно использовать на учебных занятиях по предмету «Технология». Определены и проанализированы, особенности использования ряда методов обучения в предмете «Технология».

Abstract. The analysis of educational materials on the subject of the study. We studied all the major classification of teaching methods used in the school. Defined classification and methods that should be used in the classroom for the "Technology" subject. Identified and analyzed, particularly the use of a number of teaching methods in the subject "Technology".

 

Актуальность работы выражается в том, что сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, используя различные для этого методы обучения. Практика работы в школе показала, что ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему на уроках «Технология» успехов можно достигнуть только при использовании многих методов обучения, поскольку ни один из них не является универсальным.

Метод обучения является одним из основных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то возникнут большие трудности в реализации целей и задач обучения. Именно поэтому большое внимание исследователи уделяют выяснению, как сущности, так и функциям методов обучения.

Исходя из наличия многочисленных признаков, можно дать несколько определений понятию метода обучения. Нами был произведен анализ всех известных понятий и сделан обобщающий вывод, что методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.

В ходе исследования были рассмотрены различные классификации методов обучении. Из этих классификаций по нашему мнению наиболее эффективными для использования в предмете «Технологии» являются:

1) Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся, разработанная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В данной классификации выделяются следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. Он включает в себя такие методы как: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация кино- и диафильмов и т.д. Метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление;
б) репродуктивный метод – заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков;
в) проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдения, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях;
г) частично-поисковый применяется при самостоятельной работе, беседе, проектировании, предоставляет ученикам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно – исследовательской работы;
д) исследовательский метод – учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты [3].

Нетрудно заметить, что методы располагаются в порядке возрастания самостоятельности и активности учащихся: при использовании первых двух методов знания преподносятся ученику в готовом виде. Два последних предполагают, что знания добываются учеником самостоятельно. Метод проблемного изложения в этом смысле можно рассматривать как переходный, подготавливающий учеников к самостоятельным познавательным действиям.

2) Классификация методов обучения технологии по источнику знаний делится на три группы. В первую группу входят методы преподавания технологии, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебника. Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

Вторую группу составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ технического объекта, явления или процесса. Это – методы демонстрации.

Третью группу методов обучения технологии составляют методы, в которых источником являются их практические действия. Эти методы так и называются – методы практической работы учащихся.

Следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Но в любом случае практические методы являются обязательным дополнением, поскольку не должна быть нарушена связь между теорией и практикой. Ведь всем известно, что теория без практики мало что значит [1].

В обучении технологии методы практической работы учащихся играют доминирующую роль. Это связано с тем, что технические знания носят практический характер. Технико-технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения.

Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения, инструктаж, лабораторные работы, решение технических задач и самые разнообразные практические работы учащихся.

По сравнению со словесными и наглядными методами, в практических методах механизм обучающего влияния на учащихся скрыт от внешнего наблюдения. Действительно, в словесных методах ученики воспринимают, осмысливают и закрепляют знания через слово учителя или печатное слово книги. В наглядных методах это происходит через восприятие образов, предметов, явлений. В практических методах обучения осуществляется через практические действия самих учащихся и начинается оно с применения знаний в этих действиях. Здесь важно отметить, что как бы ни доминировали в обучении технологии методы практической работы учащихся, обязательным условием их применения является предварительное получение знаний учащимися через словесные и наглядные методы.

Большое влияние на выбор методов обучения оказывает содержание учебного материала. Простой описательный фактический материал можно изложить с помощью рассказа. Изучение технических явлений, требующих раскрытия их сущности, выполняется с помощью объяснения и, возможно, применения средств наглядности. На выбор практических методов обучения технологии значительное влияние оказывает учебно-материальная база. Она является одним из главных условий применения этих методов обучения. При выборе методов обучения технологии учитывается также уровень предшествующий технологической подготовки учащихся, их личный опыт. Также выбранные методы обучения должны соответствовать реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса [2].

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что от выбора и правильного использования того или иного метода обучения на уроках предмета «Технология», зависит очень много и прежде всего полученные результаты знаний и умений учащихся. Поэтому очень важно знать специфику использования и особенности методов обучения технологии, умело их комбинировать и различать.

Результаты нашего исследования могут быть полезны для учителя применяющего и комбинирующего различные методы обучения на уроках технологии, студентов высших учебных заведений, готовящихся к педагогической практике.

Список литературы

  1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
  2. Муравьев Е.М. Теория и методика обучения Технологии: Учебное пособие. – Шуя: «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 274 с.
  3. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4 изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
PDF