ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Савченко А. И.

УДК 371

А. И. Савченко

A. I. Savchenko

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF INSTRUCTION IN SCHOOLS

Аннотация. Статья содержит анализ педагогических технологий, которые могут успешно использоваться учителями при обучении школьному предмету «Технология» в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Abstract. The article contains the analysis of pedagogical techniques that can be successfully used by teachers in teaching school subject "Technology" according to the requirements of the federal state educational standard of general education.

 

С текущего учебного года по новым программам, разработанным в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в школах занимаются учащиеся с 1 по 5 класс. Со следующего учебного года новые программы будут осваивать с 1 по 6 класс и т. д. В основе образования (по новому стандарту) лежит системно-деятельный подход, который должен обеспечивать:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному  образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Новый стандарт устанавливает и требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  •  Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  • Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
  • Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Новое содержание программ предполагает  и много изменений в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса. Сегодня учащийся из объекта обучения превратился в субъект обучения, который выбирает свою траекторию образования в соответствии со своими интересами и особенностями, активно принимает участие в учебном процессе в том числе и в анализе результатов каждого занятия (рефлексии). Вместо планов-конспектов занятий используются технологические карты урока, в которых поэтапно прописываются все виды деятельности учителя и учащихся, результаты их работы, используемый дидактический материал и  т.д. Существенные изменения сегодня коснулись и методики обучения школьников, используемых в учебном процессе педагогических технологий по всем школьным предметам и образовательным областям.

Кратко остановимся на характеристике педагогических технологий, которые можно вместе с традиционными успешно использовать для обучения школьников на предмете «Технология»:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания (И.С. Якиманская).

В центре внимания этих технологий лежит неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно-ориентированные технологии рассчитаны на самообразование школьников и их максимальную самореализацию в обществе.

Отсутствие жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Технология личностно-ориентированного, развивающего обучения сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы не просто «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности детей, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

2. Технология уровневой дифференциации обучения (Г.К. Селевко, В.К. Дъяченко, Н.П. Гузик).

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.

К предмету «Технология» применимы:

  • комплектование учебных групп однородного состава (мальчики, девочки);
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • формирование учебных групп по темпу (высокий, средний, низкий) обучения, в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.

Технология дифференцированного обучения предполагает этапы.

Ориентационный этап (договорной).

Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап.

Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить детям, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя.

Вводный контроль (практическое задание, тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.

Основной этап.

Осуществляется усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап.

Происходит оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

3. Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Обучение - это общение обучающих и обучаемых.

Я.А. Коменский оценивал «обращенную мысль как катализатор мышления»: «Если нужно – откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя слушает». Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).

Проектирование технологии заключается в следующем:

  • объяснение нового материала;
  • индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач);
  • самостоятельная работа детей, которая предполагает общение;
  • включенный контроль, взаимоконтроль.

4. Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г.К. Селевко и др.).

На уроках предмета «Технология» широко используется названная технология, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и учащийся) действуют вместе, являются равноправными партнерами.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: превращение педагогики знания в педагогику развития личности; в центре всей образовательной системы – личность ребенка; гуманистическая ориентация образования; развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

К основным принципам педагогики сотрудничества относятся: учение без принуждения; право на свою точку зрения; право на ошибку; успешность;  сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса . Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются  способности и возможности, нераскрытые таланты и потенции. Цель технического образования – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.

Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение; отношение к ребенку как к уникальной личности; терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы.

5. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно для этого применяется «технология коллективной творческой деятельности». Особенно широко она используется в дополнительном образовании.

В основе названной технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество.

К основным целям технологии относятся:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет);
  • воспитать общественно-активную творческую личность, способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о  людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.  Методическая особенность – субъектная позиция личности.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение и др.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники – это игровые формы творческой деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности, обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники – это творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.), участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники – это выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира, исследовательские работы, сочинения.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
  • педагогика сотрудничества, сотворчества;
  • применение методик коллективной работы: деловая игра, творческая дискуссия;
  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Определение конечных результатов – одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале  работы учебных групп.

Контроль обычно проводится в следующих формах: собеседование; обсуждение готовой работы; заполнение карточек ответов; реферат; защита творческого проекта; участие в конкурсах, олимпиадах выставках.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме викторин, олимпиад, конкурсов, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

  • задает единый для всех детей уровень знаний и умений , но делает переменными для каждого ученика время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения  материала;
  • успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;
  • каждый ученик получает необходимую помощь;
  • диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Таким образом, использование новых педагогических технологий является одним из эффективных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствует развитию таких качеств личности как: активность, самостоятельность, коммуникативность.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества детей; опираться на самостоятельность, активность и общение.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Успешность применения новых технологий зависит от правильности выбора методов на определенном этапе занятия, от учета конкретного контингента детей, от способности педагога реализовывать определенные методы обучения на практике. Ни одна из технологий не может быть универсальна, пока педагог не определится: что он хочет достичь применением данной технологии. Поэтому многое в нашей работе зависит от правильности постановки, прежде всего, цели обучения. Наша основная цель – развитие успешной творческой личности.

Считаем, что для успешного развития творческой личности на уроках предмета «Технология» возможно применение приведенных в данной статье пяти современных педагогических технологий.

Список литературы

  1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для студентов учреждений определенного профессионального образования / М.Н. Гуслова. – 3-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288с.
  2. Инновационные педагогические технологии: Хрестоматия/ Сост.: Лукина И.Н., Юрахова Т.В. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 117 с.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С. 5-6.
  4. Симоненко, Н.Э. Способы активизации творческой деятельности. / Школьные технологии / Научно-практический журнал для школьного технолога. – 1998. - №1.
  5. Тищенко, А.Т. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвящение, 2011. – 48 с. - (стандарты второго поколения).
  7. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
PDF