ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Панчук Т. А. , Соловьева И. Б. , Харченко В. В.

УДК 378.147

В. В. Харченко, Т. А. Панчук, И. Б. Соловьева

V. V. Harchenko, T. A. Panchuk, I. B. Soloviova

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF THE TECHNOLOGICAL CULTURE OF THE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация. В статье изложены основные подходы формирования технологической культуры через получение успешного опыта проектирования и технологии изготовления материальных объектов, который переносится на технологии проектирования учебного процесса урока и внеклассной деятельности. Он позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры, обеспечивая реализацию требований стандарта к педагогической деятельности.

Abstract. In article the basic approaches of formation of technological culture through a successful experience in the design and technology of the manufacture of tangible objects, which is transferred to the design technology of the educational process and extracurricular activities. It allows you to learn the basics of technological culture as an element of General culture, ensuring the implementation of the requirements of the standard for teaching. 

 

В современных подходах к исследованию проблем воспитания и развития человека значительное место уделяется вопросам влияния культуры на характер и особенности развития личности. В области образования большое значение имеет технологическая культура обучающихся, с которой непосредственно связаны устойчивость жизни и успешность деятельности человека.

В формирующейся технологической культуре постиндустриального общества возникают отношения, основанные на устойчивости технологического развития цивилизации, как культурной ценности. Современный научно-технологический этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления технологического образования подрастающих поколений, которое должно выстраиваться сообразно нормам технологической культуры общества и каждого отдельного человека.

Вместе с тем, анализ профессиональной деятельности школьных учителей показывает, что зачастую задача целенаправленного формирования технологической культуры личности обучающихся не ставится, так как большинство учителей не имеют целостного представления о содержании и методах формирования технологической культуры. Однако именно технологическая культура оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребёнка, способы организации и выполнения его деятельности, а также отношение к преобразовательной деятельности, которая сама по себе во всех своих видах и формах представляет процесс непосредственного создания и освоения существующих форм культуры.

Поэтому в высшем педагогическом образовании существуют следующие противоречия:

  • между современными требованиями жизни к педагогу, выражающимися во владении им технологической культурой и сложившейся в настоящее время системой подготовки учителей-предметников, нацеленной, в основном, на реализацию функции преподавания конкретного предмета;
  • относительно успешным внедрением новых образовательных, в том числе компьютерных, технологий в образовательную практику подготовки бакалавров педагогического образования и недостаточным уровнем сформированности технологической культуры.

Устранение указанных противоречий возможно в случае осуществления профессиональной подготовки педагогов, на основе концепции формирования технологической культуры, предусматривающей общий и специальный технологические компоненты. На наш взгляд эти компоненты должны включать в себя:

  • общий технологический компонент (основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности; технологическая культура);
  • специальный технологический компонент (педагогическое моделирование; педагогическое проектирование; педагогическое конструирование).

Технологическая культура должна быть не только частью образования, но и целью современного образовательного процесса. Являясь одной из универсальных культур и одним из фундаментальных компонентов общей и профессиональной культуры, она оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества и базируется на системе технологических знаний, умений и технологически важных качеств личности. Проявляется она в технологическом мышлении, направленном на поиск оптимальных средств преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт и в технологическом мировоззрении, в основе которого лежит глобальный планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы находится человек, который своим разумом и деятельностью должен поддерживать равновесие в мире [6].

В технологической культуре большую роль играет эстетика, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной деятельности. Эстетическое воспитание не только «встраивает» индивида в культуру человечества, но и направляет его развитие, охватывая как духовный мир личности, так и её практическую деятельность. Приобщение к эстетическим ценностям – прекрасному как красоте в наивысшем её выражении, возвышенному, наиболее целесообразно через вовлечение в дизайн-деятельность. Такая деятельность направлена на организацию и создание гармоничной среды. Дизайн как комплексная деятельность соединяет в себе интеллектуальные, логические, художественные и эмоционально-эстетические компоненты.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» представлены обобщенные трудовые функции, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. Исходя из требований стандарта, педагогическая деятельность по реализации программ любой предметной области основного и среднего общего образования требует от учителя применения современных (инновационных) образовательных технологий, владения формами и методами обучения, в том числе проектной и исследовательской деятельностью [4].

Такие понятия как «технология», «проектирование», «инновация» появились сначала в промышленности в рамках построения оснований научно-технического прогресса.

Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям определяется как совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технологический процесс производства материального продукта всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием определенных материалов, инструментов, оборудования и т.д.

Развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответствующим областям знаний и деятельности – экономике, менеджменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуникации, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг.

И, наконец, термин «проектирование» заимствован педагогикой также из технической области знания, где он означает процесс создания прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. В конце 80-х гг. XX в. появился первый труд В.П. Беспалько, в котором проектирование признавалось как самостоятельный вид педагогической деятельности. В современной педагогической науке наблюдаются две крайности в изучении проектирования: либо совершенно не учитывается богатый опыт теории инженерного проектирования и его осмысление строится исключительно на положениях педагогики, либо осуществляется автоматический перенос методов инженерного проектирования в поле деятельности педагога.

Конечно, проектирование в образовании имеет свою специфику. Однако педагогическое проектирование не должно быть чем-то принципиально иным по сравнению с техническим проектированием. Проектная деятельность состоит из определенных этапов, которые осуществляются инженером и педагогом в той же последовательности. Кроме того, техническое и педагогическое проектирование направлено на внедрение нового (инновационного), для инженера в материальный продукт, а для педагога в образовательный процесс.  

В. С. Безрукова рассматривает сущность педагогического проектирования, как предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Также В. С. Безрукова выделяет три этапа проектирования:

  1. Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;
  2. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;
  3. Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [1].

Таким образом, несмотря на бесспорную специфику педагогического проектирования, оно в своих основных характеристиках имеет много общего с проектированием техническим, что делает возможным применение его методов для решения проблемы в педагогической области.

Один из разделов ФГОС основного общего образования предусматривает требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, а задача вуза – подготовить квалифицированного учителя, способного выполнить не только общепедагогические трудовые функции обучения, развития и воспитания учащихся, но и владеть специальными компетенциями учителя предмета «Технология». Одним из основополагающих компонентов в преобразующей деятельности будущего учителя технологии является его подготовка к руководству проектной деятельностью школьников, которая обеспечивается, прежде всего, усвоением специальных знаний и собственным опытом проектирования и технологии изготовления изделий различного назначения [2].

Формирование творчески развитой личности студента зависит от того, как строится образовательный процесс в вузе, каковы его содержательная, процессуальная и мотивационная стороны. В этом плане творческо-конструкторская и проектно-технологическая подготовка будущего учителя технологии является одним из важных факторов реализации дидактических целей на занятиях и в процессе внеаудиторной деятельности студентов [3].

Успешность проектной деятельности студентов – основа их творчески активного самочувствия, формирования у них способов самостоятельного решения профессиональных задач. Сформированность готовности к проектной деятельности бакалавров профиля «Технология» обеспечит успех будущей совместной деятельности учителя и учеников.

Подготовка бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» в АГАО им. В.М. Шукшина к реализации ФГОС основного общего образования построена на основе погружения студентов в проектную и исследовательскую деятельность. Формирование технологической культуры студентов осуществляется через овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, а также осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.

Сформированная технологическая культура, через осуществляемый студентами процесс проектирования изделий, обладающих новизной, а также планирование и выполнение технологических процессов по их изготовлению, позволяет успешно решать задачи установления связей между полученными образовательными результатами (успешным опытом проектирования и технологии изготовления материальных объектов), и задачами педагогического проектирования учебного процесса, а также трансформации известных инновационных педагогических технологий к новым условиям предметной области «Технология».

Таким образом, формирование технологической культуры бакалавров педагогического образования через получение успешного опыта проектирования и технологии изготовления материальных объектов переносится на технологии проектирования учебного процесса урока, внеклассной деятельности. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, будущие учителя предметной области «Технология» демонстрируют навыки не только предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности по созданию новых материальных ценностей (средств обучения), но и способности к осуществлению трансформация (приспособления) известных инновационных педагогических технологий для осуществления образования.

Такой подход возможен при подготовке бакалавров педагогического образования не только для профиля «Технология», но и других направлений. Он позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры, обеспечивая реализацию требований стандарта к педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие для вузов по направлению 050100 «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  2. Панчук Т.А., Харченко В.В. Формирование технологической культуры обучающихся средствами региональных технологий Алтая. - Профессионально-технологическое образование: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию факультета технологии и профессионально-педагогического образования – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013.
  3. Панчук Т.А., Соловьева И.Б. Формирование готовности будущего учителя технологии к проектной деятельности // Мир науки, культуры, образования.  – 2015. - №1. - С. 108-110.
  4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Сайт Министерства труда и социального развития. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/
  5. Опарин А.И. Модель развития технологической культуры учащихся. Вестник Удмуртского университета. Философия. Педагогика. 2008. – Вып. 2.
  6. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск, 2001.
  7. Соловьева И.Б. Эстетическое воспитание будущего учителя технологии как условие эффективного решения воспитательных задач в педагогической деятельности. Непрерывная подготовка педагога к реализации воспитательной функции: теория и практика: сборник научных статей под ред. Л.А. Мокрецовой. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С.94-102
  8. Соловьева И.Б., Казанцева С.П. Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения качества обучения. Инновационные технологии в науке и образовании: материалы международной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2009. – С. 34-35
  9. Харченко В.В., Шабалина Е.П. Формирование технологической компетенции будущего учителя технологии. - Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия. – 2014.
PDF