ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Бобохина Н. А. , Соколова Е. М.

УДК 374

Е. М. Соколова, Н. А. Бобохина

ЕМ. Sokolova, N. A. Bobohina

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

FORMING OF CIVIL BELONGING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN KINDERGARTEN

Аннотация. В настоящее время внедряется в систему дошкольного образования федеральный государственный стандарт, который предусматривает формирование гражданской принадлежности детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются инновационные  подходы, современная тенденция развития, социальная потребность общества в  развитии гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Abstract. A federal state standard that envisages forming of civil belonging of children of preschool age is presently inculcated in the system of preschool education. Innovative  approaches, modern progress trend, are examined in the article, social requirement of society in  development of the civil-patriotic feelings for the children of preschool age.  

 

Проводимые реформы образования в настоящее время направлены на повышение эффективности обучения дошкольников.

Сегодня много говорят о том, что без внедрения новых идей, технологий и инноваций в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования в целом. Таким образом, применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях, является важным условием совершенствования системы дошкольного образования.

Инновация – в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Создание, распространение и освоение новшеств ведет к развитию образовательных систем, что определяет качество дошкольного образования. Такая тенденция подразумевает изменение ценностно-целевых ориентиров дошкольных образовательных организаций. Учитывая современные тенденции развития, дошкольные образовательные организации сегодня не просто детские сады, а конкурентоспособные организации, оказывающие образовательные услуги, качество которых напрямую зависит от осуществления всесторонних и масштабных перемен не только в облике ДОО, но и во внутреннем содержании: в организации управления, инновационном векторе развития, инновационной составляющей в методической работе, совершенствовании педагогической деятельности и профессиональной компетентности педагогов [1, 3]. Все это является предпосылками для постоянной взаимосвязи содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов, поэтому опережающий характер и инновационная составляющая методической работы в современной дошкольной образовательной организации является не необходимостью, а потребностью. Это обусловлено изменениями в требованиях к качеству образования на основе обновления нормативно-правовых документов. Переход из режима функционирования в режим развития имеет под собой основу, которая выражена в ряде преобразований:

  • появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);
  • создание новой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольной образовательной организации (требования ФГОС и др.);
  • расширение внешних научных и социальных связей; - использование возможностей андрагогического образования, т.е. переобучения (обучение педагогов новым технологиям);
  • привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОО;
  • использование теоретической базы для проектирования нововведений. Проблемы инноваций в образовании рассматривались в работах: Белой К.Ю., Лоренсова А.В., Лосева П.Н., Морозовой А.Н., Подласого И.П., Подымовой Л.С., Поташника М.М., Сластенина В.А., Третьякова П.И., Хомерики О. Г., Хуторского А.В., Яковлевой Г.Н., Ясвина В.А., и др.

Учитывая обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи: обеспечение преемственности целей и содержания основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, формирование общей культуры личности ребенка (в которую входит и информационная культура) – нельзя игнорировать значимость развития у дошкольника таких универсальных компетенций, как способность грамотно получать и использовать для решения текущих задач информацию из разных источников и саморегуляцию, осуществляемую ребенком, в том числе, через критический анализ окружающей информационной действительности. Эти компетенции являются составляющими информационной компетентности личности, однако практика дошкольного образования явно недооценивает значимость этой компетентности в развитии детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют необходимость организации в ДОУ образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности. По отношению к дошкольному возрасту уместно говорить о возможности сформировать у дошкольников гражданскую принадлежность как интегрированное качество, включающее в себя ценностно-смысловые установки и ориентации, индивидуально-личностные проявления (интеллектуальные и личностные), элементарные социокультурные представления.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает задачу формирования у воспитанников гражданской идентичности как развитие у них чувства патриотизма, гордости за свой народ, край, страну, осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение культур, становление общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей. Становление ценностей и ценностно-смысловых установок воспитанников достигается в процессе определения интеграции образовательных областей. Формирование гражданской идентичности происходит в процессе гражданского воспитания. Относительно детей дошкольного возраста гражданское воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей представлений о семье, близких, городе, обществе, Родине, развитие у них интереса и положительного отношения к окружающим, культурно-историческим ценностям и традициям региона, страны. При этом идеалы и нормы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества [4-7].

Таким образом, проблема единого подхода к гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста должна рассматриваться, как поиск ответа на вопрос: «Как в процессе введения ФГОС дошкольного образования решить задачу формирования у воспитанников гражданской идентичности?», что обусловлено противоречием между необходимостью формирования  духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания   детей на ступени дошкольного  образования и  отсутствием программно-методического обеспечения.  

Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]  / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005 - 180 с.
  2. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования, [Текст] / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб.: Каро, 2004  – 221 с.
  3. Ветохина, А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст]  /  А.Я. Ветохина. - Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009 – 320 с.
  4. Далинина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. [Текст]  / Г.Н. Данилина- М.: АРКТИ, 2005 – 190 с.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст] / М.Д. Маханева - М.: Сфера, 2010 – 207 с.
  6. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. [Текст]  / М. Ю.  Новицкая. – М.:    Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  7. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф» [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – Послед. обновление 26.05.2013.
PDF