ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРОДУКТ И РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Безрученко А. А.

УДК 378.1; 371.3

А. А. Безрученко

A. A. Bezruchenko

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРОДУКТ И РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ZDOROVESBEREZHENIYA AS PRODUCTS AND RESOURCES OF PERSONALITY DEVELOPMENT AND EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация. В статье описан процесс формирования основ и потребностей в здоровом образе жизни и здоровьесбережении как ценности и продукте современной культуры и образования (образовательных услуг).

Abstract. This article describes the process of forming the foundations and the need for healthy lifestyles and health saving as a value and a product of modern culture and education (educational services).

 

Возможности здоровьесберегающей педагогики в системе подготовки будущих педагогов различных специальностей уникальны, – нет ни одной отрасли педагогической практики, где бы ни была востребована система идей здоровьесбережения [1].

Одной из форм формирования потребности в самовыражении и самореализации, здоровьесбережении и креативности является форма и метод творческих проектов, возможности которых описаны в работах [1-6], а методы организации такого рода практики в ресурсах подготовки будущих педагогов представлены в работе [3].

Уточним понятие «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая педагогика», «принципы организации здоровьесберегающего педагогического взаимодействия».

Здоровьесбережение – продукт и ресурс, ценность и система, процесс и механизм поликультурных отношений, где учтены возможности нормального распределения способностей и здоровья, гуманизма и продуктивности, модели социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, самоутверждения и самосохранения, предопределяющих тон и возможности самочувствия личности и общества в целом, реализованности условий определения и решения задач оптимизации развития и сохранения мультисредовых и ноосферных механизмов самоидентификации, реконструкции, адаптации, модификации и ретрансляции [1].

Здоровьесберегающая педагогика – область научно-педагогической практики, верифицирующая качество постановки и решения задач развития личности в системе полисубъектных и мультисредовых отношений, предопределяющих формирование потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), усвоение норм культуры и основ морально-этических отношений, формирование акмеперспектив и акметраектории личностного и профессионального генеза, распространение идей и практики здоровьесбережения как нормы современных отношений и приоритетов сотрудничества, сотворчества, взаимодействия и общения, системно модифицирующих все единицы целостного педагогического процесса от постановки и верификации цели до получения продукта и определения его качества [1].

Система принципов организации здоровьесберегающего педагогического взаимодействия представляет собой совокупность аксиолого-гносеологических, акмеолого-деятельностных конструктов, располагающих личность и общество к поиску оптимальных путей развития и сосуществования, сотрудничества и взаимодействия, продуцирования объектов культуры, науки, искусства, спорта и их распределения.

Выделим одну из систем принципов организации здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с обучающимися, включенными в систему воспитательно-образовательных и учебно-тренировочных занятий:

1. Принцип научной верификации качества и оптимизированных возможностей организации воспитательной, образовательной, профориентационной, коррекционной и учебно-тренировочной работы в образовательном учреждении:

  • принцип доступности, последовательности, системности, систематичности, логичности, продуктивности занятий;
  • принцип достаточности, целостности, прочности организации здоровьесберегающего педагогического взаимодействия;
  • принцип культуросообразности, природосообразности и гуманизма;
  • принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося и запросов общества в решении задач развития и здоровьесбережения;
  • принцип ценностно-смысловых и гносеолого-здоровьесберегающих аспектов полисубъектных и мультисредовых отношений;
  • принцип ведущей роли педагога в постановке и решении задач современной педагогической практики;
  • принцип единства деятельности и сознания;
  • принцип единства теории и практики;  
  • принцип единства и взаимодополнения репродуктивной и продуктивной учебной (учебно-тренировочной) деятельности;
  • принцип дихотомического сочетания в традиционном и инновационном выборе и сочетании педагогических средств и методов здоровьесберегающего воспитания и обучения;
  • принцип синергетической коррекции условий и возможностей развития личности и коллектива;
  • принцип ситуативного управления и коррекции качеством организации учебных (учебно-тренировочных) занятий;
  • принцип соревновательности и конкуренции в микро-, мезогрупповых отношениях в образовательном учреждении;
  • принцип формирования и развития жизненно важных качеств и модели социализации и самореализации;
  • принцип своевременности и взаимопомощи;
  • принцип уникальности личностного потенциала и мультисредовых взаимоотношений.

2. Принцип формирования потребности в здоровьесбережении и здоровом образе жизни:

  • принцип формирования потребности в соблюдении режима дня;
  • принцип рационального, сбалансированного, своевременного питания;
  • принцип активного вовлечения обучающихся в систему занятий ФК и С;
  • принцип пропаганды здорового образа жизни;
  • принцип обоснованной требовательности к целеполаганию и продуктивной самореализации личности.

3. Принцип формирования трудолюбия и оптимизации потребности в выборе профессии на основе многофакторного анализа модели «хочу – могу – надо – есть».

4. Принцип формирования самостоятельности как основы личностного и профессионального становления [4]:

  • принцип определения оптимального уровня притязаний, формирования внутренней мотивации деятельности, адекватной, позитивной самооценки;
  • принцип формирования культуры самостоятельной работы обучающегося и педагога как продуктов и ресурсов современного здоровьесбережения;
  • принцип продуктивности в выборе модели саморазвития, самосовершенствования, самоутверждения и самореализации.

5. Принцип патриотичности и духовности в становлении обучающегося как полноценного гражданина, семьянина и труженика [6].

6. Принцип включенности обучающегося и педагога в условия непрерывного профессионального образования и глобальные процессы социально-экономического развития [5].

Детерминированная система принципов здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с обучающимися, включенными в систему воспитательно-образовательных и учебно-тренировочных занятий, является одним из вариантов постановки и решения задач профессионально-педагогического моделирования и практики.

Список литературы

  1. Коншина, Н.С. Здоровьесберегающая педагогика в новой школе [Текст]. / Н.С. Коншина, А.А. Золотухина, А.Г. Дорошенко, О.А. Козырева // Наука и молодежь: труды Всеросс. науч. конф. студ., аспир. и молод. уч. Новокузнецк: СибГИУ, 2010.С.57-60.
  2. Колпаченко, Л. Я. Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся [Текст]. / Л. Я. Колпаченко, Д. В. Загуляева, О. А. Козырева // Молодой ученый. 2011. №9(32). С.208-211.
  3. Редлих, С.М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога [Текст]. / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  4. Козырева, О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации [Текст]. / О.А. Козырева // Современная педагогика. 2014. №12 (25). С.97-102.
  5. Кириенко, С.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК [Текст]. / С.А. Кириенко, А.В. Слепышев, О.А. Козырева // Международный академический вестник. 2014.№3.С.22-24.
  6. Гордюшкин, Д.А. Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы [Текст]. / Д.А. Гордюшкин, Е.Ю. Шварцкопф, О.А. Козырева // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С.690-692.
PDF