ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Раздел: Проблемы дошкольного образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Покидаева Ж. М.

УДК 373 (091)

Ж. М. Покидаева

Z. M. Pokidaeva

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

EFFEKTIVNOSTI USE OF HEALTH TECHNOLOGIES IN THE WORK WITH CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENTS

Аннотация. В статье изложен материал об использовании эффективных приемов в коррекции звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Abstract. The article describes the material on the use of effective methods of correction of sound pronunciation in children with pseudobulbar dysarthria.

 

Современная коррекционная педагогика решает такие проблемы как:

  • сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;
  • нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
  • коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;
  • успешная социализация детей с нарушением речи [1].

Основной контингент детей логопедических групп составляют дети с псевдобульбарной дизартрией. Дизартия (речедвигательное расстройство) – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

При дизартрии наблюдаются расстройства звукопроизношения, голосообразования, темпоритмической стороны речи и интонации.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, но при этом общая моторика может быть выше нормы. Для преодоления трудностей, связанных с вышесказанными нарушениями, в коррекционной работе успешно применяются методы и приемы здоровьесберегающих технологий [4].

Одним из методов данного направления выступает кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

В логопедической работе могут быть использованы следующие упражнения [3]:

1. «Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. И так повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно.

                                      Вот – ладошка, вот – кулак!

                                      Все быстрее делай так.

2. «Лягушка» (кулак – ребро – ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

                                      Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

                                      Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

Еще одним эффективным методом, направленным на улучшение психокоррекционной работы является применение биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановки звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, заикание).

Может быть использован комплекс упражнений  «Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу», с красочными иллюстрациями. Данное направление хорошо представлено в пособии О.И. Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков» [1,2].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи обеспечивают полноценное развитие ребенка.

Список литературы

  1. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: Комплексная методика артикуляционных расстройств [Текст] /  О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Литера. – 2013. – 96 с.
  2. Крупенчук, О.И. Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков [Текст] / О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера. – 2013. – 32с.
  3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Учебно – методическое пособие: В 2ч. Ч.2. [Текст] / О.С. Рудик. – М.: ТЦ Сфера. – 2013. – 128 с.
  4. Шевцова Т.И.,  Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи [Текст]. / Т.И. Шевцова, Н.А. Хоменко. – Логопед. – 2008. – №3. – С. 40-45.
PDF