ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОО

Раздел: Проблемы дошкольного образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Бобохина Н. А. , Соколова Е. М.

УДК 373 (091)

Е. М. Соколова, Н. А. Бобохина

E. M. Sokolova, N. A. Bobokhina

Соколова Елена Михайловна, заведующий; Бобохина Наталья Александровна, старший воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад № 251», г. Новокузнецк, Россия.

Sokolova Elena Mikhailovna, manager; Bobokhina Natalia Alexandrovna, Senior Teacher, Municipal budget preschool educational institution «Kindergarten № 251», Novokuznetsk, Russia.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОО

PROFESSIONAL REQUIREMENTS TO THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FGOS OF DOO

Аннотация. В статье раскрыты требования к квалификации и профессиональным качествам руководителя дошкольной образовательной организации в современных условиях.

Abstract. The article reveals the requirements for qualification and professional qualities of the head of preschool educational organizations in modern conditions.

Ключевые слова: закон об образовании, управление, менеджер, программно-методическое обеспечение.

Keywords: the law on education, management, мanager, methodology and software.

 

Изменение содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 (далее – ФГОС дошкольного образования). Введение ФГОС вызвано тем, что впервые в российским законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием [6, с. 10].

С учетом этого перед руководителем ДОО стоит задача сформировать квалифицированный педагогический коллектив, способный качественно решать задачи, определенные требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Специфика управления дошкольной организацией в условиях введения ФГОС предполагает совершенствование системы, структуры и функций управления, создание конкурентоспособной образовательной организации, эффективно работающей на рынке труда. Жизнь заставляет руководителя учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Руководитель не имеет права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имеет право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать. Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать руководителя дошкольным  учреждением к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик. 

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОУ как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

Примерами управления в ДОУ в условиях введения ФГОС являются [1-6]:

  1. Разработка программно-методического обеспечения педагогического процесса: основная образовательная программа ДОУ, бизнес-план, годовой план.
  2. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: логопедической группы.
  4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
  5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
  6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
  7. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
  8. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
  9. Научно-методические продукты педагогической деятельности – публикации  методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
  10. Работа творческой группы,  проведение мастер-классов.
  11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
  12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования – заведующий должен владеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.
  3. Майер А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ, № 8, 2006.
  4. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ, № 3, 2006.
  5. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  6. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.
PDF