РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Раздел: Модернизация профессионального образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Редькин В. П. , Кулага М. С.

УДК 378

В.П. Редькин, М.С. Кулага

V. P. Redkin, M. S. Kulaha

Редькин В.П., Кулага М.С., Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Redkin V. P., Kulaha M. S., Mozyr state pedagogical University named after I. P. Shamyakin,Mozyr, Republic of Belarus.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THE IMPLEMENTATION OF THE PERSONALITY-ORIENTATED APPROACH IN THE PREPARATION OF TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS

Аннотация. В статье на основе личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки учителей технического труда и предпринимательства разработаны требования к изучению темы «Полимерные материалы» в курсе «Материаловедение».

Abstract. In article on the basis of the personal focused approach in training of teachers of technical work and business requirements for the study of the topic "Polymeric materials" in the course "material Science".

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, учитель технического труда и предпринимательства, полимерные материалы, длинноцепочечные молекулы, гибкость цепных молекул, композиционные материалы на основе полимеров.

Keywords: learner-centered approach, the teacher of technical work and entrepreneurship, polymeric materials, long-chain molecules, the flexibility of chain molecules, composite materials based on polymers.

 

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны: четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Традиционные технологии проверены годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства.  Общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных [2]:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Следует заметить, что на настоящий момент применяются различные виды личностно ориентированных технологий, как более или менее универсальных (технология раннего и интенсивного обучения грамоте, система поэтапного обучения физике, технология обучения техническому труду на основе обработки изделий из древесины и металла и полимерных материалов т.д.). Личностно-ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся [2]. При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на наш взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов. Эти направление относятся к так называемому гуманистическому подходу в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие. Обучение в сотрудничестве осуществляется, в технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

На основе изложенного материала нами разработаны требования к изучению темы «Полимерные материалы», рассматриваемой в курсе «Материаловедение», представленная в таблице.

С помощью созданных таким образом требований и изученного в дальнейшем осуществляется текущий пооперационный контроль и диагностируется степень овладения учащимися знаний или иначе степень достижения цели учебного занятия, а также организуется коррекционная работа для достижения необходимого уровня знаний.

Список литературы

  1. Ларина, В.П., Лекции на занятия творческой лаборатории «Современные педагогические технологии» / В.П. Ларина, Е.А. Ходырева, А.А. Окунев. – Киров, 1999-2002.
  2. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Основы материаловедения: типовая учебная программа. – В вед. 14.04.2010, № ТД-А.287 / С.Я. Астрейко, С.Н. Гладкий, В.П. Редькин. – Минск: РИВШ 2009.
PDF