ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Модернизация профессионального образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Дорофеева М. С.

УДК 377.5

М. С. Дорофеева

M. S. Dorofeeva

Дорофеева М. С., ИГУ Педагогический институт, г. Иркутск, Россия.

Dorofeeva M. S., Irkutsk State University Institute of Education, Irkutsk, Russian.

ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE OCCURENCE OF EDUCATIONAL BARRIES IN SYSTEM OF INTERMEDIATE VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. Проявления познавательных барьеров у студентов колледжей является актуальной в системе среднего профессионального образования. В данной статье рассмотрены методологические подходы к данной проблеме и этапы проявления познавательных барьеров у студентов колледжей.

Abstract. Occurrences of educational barriers by students of colleges is one of great current interest in intermediate vocational education. This article reviewed methodological attitudes to this problem and the milestones of occurrences of educational barriers by students of colleges.

Ключевые слова: познавательные барьеры, среднее профессиональное образование, проявление барьеров.

Keywords: educational barriers, intermediate vocational education, occurrences of barriers.

 

Ступень среднего профессионального образования для выпускника школы должна стать путем профессионального становления, на котором он получает не только развитие своего интеллектуального потенциала, но и формирует профессиональные компетенции.

Для многих абитуриентов, поступающих в средние профессиональные учреждения, характерны низкий уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной работы, не развитый интеллектуальный потенциал, отсутствие системности в знаниях и недостаточная мотивация в учебе по выбранной профессии. Все эти факторы говорят о наличии у выпускников школ познавательных барьеров, которые мешают их успешной адаптации в образовательном пространстве колледжа, замедляя процесс формирования общих и профессиональных компетенций.

Понимая важность данной проблемы многие исследователи занимались рассмотрением познавательных барьеров и их проявления на разных ступенях образования.

В педагогических и психологических источниках приводятся различные определения понятия «барьер».

Понятие «барьер» в психологии первым осознал З. Фрейд, для него барьер – это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта, ограничивающие проявления жизнедеятельности человека, препятствующие удовлетворению его потребностей.

В России первым понятие раскрыл философ Б.М. Кедров и назвал «барьером».

В педагогике понятие барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса.

Исследователи еще со времен К.Д. Ушинского, анализируя учебную деятельность и выявляя основные условия ее успешного осуществления, приходили к выводу, что ее неотъемлемым элементом является «познавательный барьер» (в других трактовках – «затруднение», «трудность», «препятствие»), причем именно в нем заключается развивающий эффект.

Проблема познавательных барьеров, возникающих в процессе обучения студентов, является предметом пристального внимания со стороны исследователей.

Изучением познавательных барьеров в образовательной деятельности занимались многие ученые - педагоги Б.М. Кедров, А.В. Коржуев, В.А. Попков, А.М. Матюшин, М.А. Данилов.

По мнению Б.М. Кедрова, познавательные барьеры – это препятствие, которое носит одновременно и психологический и логический (познавательный) характер [3].

А.М. Матюшин рассматривает познавательные затруднения (барьеры) как препятствие, выступающее в виде «объективно сложившегося противоречия между необходимостью достижения цели и отсутствующей в данный момент возможностью ее достижения» [4]. Исследователь поясняет причины появления затруднений прошлым опытом. Согласно его мнению, они возникают вследствие того, что усвоенные способы действия не соответствуют новым ситуациям, неадекватны новым требованиям [4].

А. В. Коржуев считал, что познавательные затруднения (барьеры) можно определить как препятствие, возникающее у учащихся в процессе учебной деятельности (барьер) мешающее пониманию, осознанному усвоению, воспроизведению и продуктивному использованию различных фрагментов учебного материала, установлению сущностных связей между изучаемыми объектами и явлениями [5].

По мнению В.А. Попкова и А. В. Коржуева, познавательные барьеры делятся на несколько типов, которые разложены на составляющие и представлены в таблице [5].

Проанализировав теоретические источники, попытаемся представить этапы проявления познавательных барьеров в системе среднего профессионального образования.

Первый этап возникает на первых курсах обучения, так как студент встречается с иной системой подачей знаний. Преподаваемые дисциплины в колледже резко отличаются от школьного курса, так как имеют профессиональную направленность. Студент в процессе своей образовательной деятельности должен не только получать знания по учебным дисциплинам программы СПО (среднего профессионального образования), овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Второй этап познавательных барьеров возникает у студентов при прохождении учебной и производственной практики. Так как на практике могут возникнуть комплексы неких проблем, столкнувшись с которыми в своей деятельности, обучающиеся не могут быстро принять решение о способе их разрешения.

Третий этап проявления познавательных барьеров возникает при написании исследовательских работ: курсовых и дипломных работ. Перед студентом ставится проблема, задачи, прописываются этапы работы.

Так как целью исследовательской деятельности является приобретении функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, все это требует самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося, студента.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал проблемы изучения познавательных барьеров у студентов в среднем профессиональном образовании. Для определения педагогических условий, способствующих   результативной подготовке студентов колледжа к преодолению познавательных барьеров были выделены типы проявления познавательных барьеров.

Список литературы

  1. Воронов В.К., Геращенко Л.А., Ким Де Чан. О результатах входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вестник Российского университета дружбы народов, Серия «Фундаментальное естественнонаучное образование», № 8 (1 - 2), с.101 - 105 (2003).
  2. Данилов М. А., Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов. – М.: Педагогика, 1960. – С. 44.
  3. Кедров Б.М., О творчестве в науке и технике -М.: «Молодая гвардия», 1987, с.159-162.
  4. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. – М.: Изд-во Директмедиа_ Паблишинг, 2008. – 392 с.Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
  5. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.:Академический проект, 2004. - 432 с.
  6. Хаджиев, С.М. Типология познавательных барьеров старшеклассников / С.М. Хаджиев II Strategichne pytania swiatowej nauki - 2011: materiaíy VII Miedzynaro-dowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 9. Pedagigiczne nauki. Psychologia i socjolo-gia. Muzyka i zycie. - Przemysl: Nauka i studia. - S. 52-55.
PDF