ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Кротова М. В.

УДК 376.5

М. В. Кротова

MV. Krotova

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

PEDAGOGICAL SUPPORT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ACTIVITYS OF THE GIFTED STUDENT IN THE MIXED-AGE EDUCATIONAL ASSOCIATION

Аннотация: Определяется сущность педагогического  сопровождения образовательной деятельности одаренного ребенка в разновозрастной группе, обосновывается необходимость такого сопровождения, представленного как комплексная технология поддержки ребенка в развитии его творческих способностей. Раскрывается роль педагога в организации проектирования индивидуальной образовательной деятельности одаренного учащегося, приводится опыт педагогического  сопровождения образовательной деятельности старшеклассницы.

Abstract: The essence of the pedagogical support of the educational activities of the gifted child in various age group, the necessity of such support, is presented as a complex technology child support in the development of his creative abilities. The role of the teacher in organizing the design of individual educational activities, the gifted student is given the experience of pedagogical support of the educational activities of high school girls.

 

Одним из эффективных способов индивидуализации образовательного процесса в разновозрастных образовательных объединениях учреждений дополнительного образования является реализация индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ).

Проблематику построения ИОМ исследовали такие выдающиеся представители педагогической науки как Л.В. Байбородова, В.П. Беспалько, С.А. Вдовина, Н. Н. Суртаева, А.П. Тряпицына и другие.

В своем исследовании мы опирались на работы Л.В. Байбородовой [1, с. 37], которая понимает под ИОМ замысел ребенка относительно его собственного продвижения в образовании и А. В. Хуторского, доказавшего, что в результате реализации образовательных проектов (к которым относится ИОМ) выстраивается индивидуальная образовательная траектория – «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [4, с. 65].

Наиболее адекватными целям проектирования индивидуальной образовательной деятельности проявляющих признаки одаренности детей, мы считаем маршруты, на основе которых возможно спроектировать программу развития способностей ребенка в определенной образовательной области (направленности деятельности).

Проектирование ИОМ представляет собой многоаспектную совместную деятельность всех субъектов образовательного процесса, успешность, которой зависит от учета проектировщиками ряда взаимосвязанных и взаимодополняемых принципов. Л.В. Байбородова, опираясь на общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым предлагает следующие принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности (далее ИОД) ребенка [2, с. 103-107]:

  • принцип прогнозирования, который требует при создании проекта ИОД опираться на уже имеющиеся образовательные результаты, наметить цель, предположить внесение возможных изменений, ориентироваться на ближние, средние и дальние перспективы в развитии способностей ребенка; подтверждать предположения анализом объективных данных;
  • принцип саморазвития, который означает, что все особенности развития ребенка невозможно предусмотреть, поэтому проекты ИОД должны быть гибкими и вариативными;
  • принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности предполагает искреннюю заинтересованность всех субъектов проектировочной деятельности в реализации задуманного;
  • принцип субъектной позиции ребенка, реализуя который, педагог должен обеспечить: организацию самодиагностики ребенка, его участие в целеполагании, анализе и рефлексии своей деятельности, поощрять активность и инициативу ребенка, обучать воспитанника самоконтролю;
  • принцип взаимодействия участников проектирования предполагает привлечение к проектированию всех субъектов педагогического сопровождения развития ребенка, организацию и регулирование их совместной деятельности;
  • принцип технологичности означает, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности обучающегося можно представить в виде алгоритма совместной деятельности всех субъектов проектирования, обеспечивающего успешное достижение намеченного образовательного результата;
  • принцип непрерывности и цикличности означает, что проектирование деятельности ребенка необходимо осуществлять весь период освоения им образовательной программы, таким образом, готовый проект будет представлять сумму промежуточных проектов, работая над которыми ребенок будет проходить одни и те же этапы, что будет определять цикличность его деятельности, закреплять полученные навыки.

Данные требования подчеркивают значимость роли педагога, сущность деятельности которого, в данном случае, можно определить как педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащегося.

Педагогическое сопровождение проектирования индивидуальной образовательной деятельности учащихся мы понимаем как комплексную технологию, особую культуру поддержки ребенка в развитии его способностей, помощь в достижении поставленных целей.

В качестве основы проектирования педагогического сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастных объединениях мы выбрали этапы психолого-педагогического сопровождения, предложенные М.И. Рожковым [3, с. 4-5]: проблематизация (субъектами проектирования совместно формулируется образовательная проблема, которую необходимо решить; поисково-вариативный; практически-действенный; аналитический (контроль и оценка результатов, прогнозирование трудностей и возможностей корректировки пути продвижения к цели).

В качестве примера можно привёдем нашу работу с семьей старшеклассницы (далее - Н). Девятиклассница и её мама обратились в НОУ «Гуманитарный колледж» с целью предпрофессилнального определения девочки.

На первом этапе актуализации проблемы выяснилось: Н с раннего детства любила рисовать, начинала заниматься в художественной студии, затем в школе, но нигде не задерживалась, так как занятия академическим рисунком её не привлекали. Тем не менее, Н связывала свое увлечение с выбором будущей профессии. Приступив к проектированию ИОМ вместе с Н и её семьёй (поисково-вариативный этап), нами были учтены: предшествующий опыт творческой деятельности обучающейся; её личные мотивы; необходимость развития определённых личностных качеств (на основании рекомендации педагога-психолога, привлеченного к диагностике), важных для освоения возможных вариантов профессиональной деятельности. Одновременно Н было предложено посещение пробных занятий в кружках, где дети занимались разными видами ИЗО, в результате для постоянных занятий ученица выбрала «Дизайн» и «Декоративное искусство».

 Параллельно педагогом был разработан алгоритм собственной деятельности по сопровождению учащейся, продвигающейся по индивидуальному образовательному маршруту. Для углубленного освоения основ художественного творчества были запланированы индивидуальные занятия Н. Кроме того, Н были рекомендованы занятия в разновозрастных творческих объединениях художественной направленности, так, как обучающиеся разного возраста в группе учатся друг у друга, тем самым существенно обогащая свой опыт и повышая интенсивность обучения. Педагог использует возможности регулируемого взаимодействия учеников, компонентами которого являются взаимообучение, взаимопроверка и взаимооценка деятельности воспитанников.

В течение практически – действенного этапа реализации ИОМ педагогами совместно с воспитанницей проводилась активная работа по дальнейшему проектированию образовательной деятельности учащейся. Динамика образовательных результатов Н. отслеживалась посредством регулярного проводимых мониторинговых методик. В процессе работы воспитанницей осуществлялась рефлексия собственной образовательной деятельности.

По результатам полугодия Н предлагалось оценить собственную образовательную деятельность по пятибалльной шкале, заполнив листы самооценки, в которых критерии педагогического оценивания были переформулированы в соответствующие вопросы для самооценки ребенком своей деятельности.

Аналитический этап завершался беседой, в ходе которой педагоги вместе с Н и её родителями анализировали результаты образовательной деятельности девочки. Особое внимание уделялось самооценке.

В ходе педагогического сопровождения особое внимание уделялось формированию у Н потребности в рефлексии, положительного эмоционального отношения к оцениванию своей деятельности, независимо от результатов работы. В целях формирования адекватной самооценки Н активно участвовала в рефлексии, организованной, в том числе и на групповых занятиях. В результате, по признанию самой Н., она приобрела опыт, который помог ей научиться определять жизненные приоритеты на основе анализа различных факторов и принимать обоснованные решения.

Кроме того, занятия в РВГ позволили Н, попробовать себя в роли организатора творческой деятельности младших, что очень важно для карьеры дизайнера, профессиональная деятельность которого, как правило, реализуется в команде.

К 10-му классу Н определилась с выбором профессии дизайнера и начала целенаправленную подготовку к поступлению на отделение среднего профессионального образования по специальности «Дизайн».

Таким образом, опыт подтвердил, что педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащегося, помощь ребенку в достижении значимых для него целей предполагает сотворчество взрослых и ребенка в развитии, как индивидуальных способностей воспитанника, так и его личностных качеств, способствует социализации обучающегося.

Список литературы

  1. Байбородова, Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. - 281 с.
  2. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учебное пособие/ Л.В Байбородова, В.В Белкина, И.Г. Харисова И.Г. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014.– 413 с.
  3. Рожков, М.И. Сопровождение детей и молодёжи как компонент социально-педагогической деятельности [Текст]: М.И. Рожков// Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодёжи: материалы международной научной конференции. В 2-х томах. Т. 1. – Ярославль, 2005. – С.3-8
  4. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
PDF