ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Сидло А. П.

УДК 378

А. П. Сидло

A. P. Sidlo

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY OF A STUDENT CLASSES ON TECHNICAL WORK

Аннотация. В статье раскрыты особенности развития творческого потенциала личности учащегося на занятиях по техническому труду.

Abstract. In the article the features of development of creative potential of personality of a student in the classroom for technical work.

 

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к занятиям по техническому труду, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий конструкторского характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека. Можно сказать, что творчество на занятиях по техническому труду – это решение различных творческих графических, технологических и конструкторских задач [1].

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2].

Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал» представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее программируемым нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности учащегося на различных этапах функционирования системы технологического образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса во взаимосвязи учебных и внеклассных занятий по техническому труду. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет трудового обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому техническому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала личности учащегося [3].

В процессе развития творческого потенциала желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Однако творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы – все это в совокупности и составляют творческие способности. Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Главная задача учителя трудового обучения – это выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся творческой деятельности.

Творческие способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создать определенные условия: раннее начало; умная, доброжелательная помощь взрослого; доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества; мотивация задания [4].

Уроки технического труда немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной и творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, новых изделий, игровых ситуаций и др.

Процесс творчества есть выход за пределы стереотипов. Исследователи убеждены в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто добавляют такие особенности, как независимость и убежденность.

Таким образом, у творческих людей можно выделить следующие черты: независимость; беспристрастность оценок и суждений; открытость ума; восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям; конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя технического труда. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства [5].

Во-первых, задача учителя технического труда заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить учащихся понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ученика:

  • интересы ученика, личные качества, навыки, склонности;
  • нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи;
  • при выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность;
  • как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Таким образом, признание ученика главной действенной фигурой учебно-воспитательного процесса на занятиях по техническому труду, реализация творческого потенциала личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого ученика.

Список литературы

  1. Астрейко, С.Я. Система творческих технических задач в процессе трудового обучения учащихся [Текст] / С.Я. Астрейко, С.Н. Гладкий // Тэхналагічная адукацыя. – 2004. – № 4. – С. 25–29.
  2. Астрейко, С.Я. Педагогика технического труда и творчества (культурологический аспект): монография [Текст] / С.Я. Астрейко. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2010. – 152 с.
  3. Астрейко, С.Я. Научно-методические основы подготовки студентов к техническому творчеству: монография [Текст] / С.Я. Астрейко. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2016. – 147 с.
  4. Прядехо, А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков [Текст] / А.Н. Прядехо. – М.: НИИ ТО и ПО, 1990. – 218 с.
  5. Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников: кн. для учителя [Текст] / Е.С. Рапацевич. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 96 с.
PDF