СОЦИАЛИЗАЦИЯ С ПОЗИЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Раздел: Общие проблемы педагогики

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Степанова Ольга Леонидовна

УДК 378

О. Л. Степанова

O. L. Stepanova

СОЦИАЛИЗАЦИЯ С ПОЗИЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

SOCIALIZATION FROM THE POSITION OF INFORMATION PROCESSES

Аннотация. В статье раскрывается сущность процессов социализации личности под влиянием информационных технологий. Рассматриваются различные виды социализации, влияние информационно-коммуникационной среды на формирование личности и социализации подростков. Отмечаются негативные процессы, когда компьютеризация приводит к стойкому зависимому поведению, как другие виды аддикции.

Annotation. In article the entity of processes of socialization of the personality under the influence of information technologies revealed. Different types of socialization, influence of the information and communication environment on formation of the personality and socialization of teenagers are considered. Negative processes are noted when computerization leads to persistent dependent behavior, like other types of addiction.

Ключевые слова: виды социализации, общение, современные информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: types of socialization, communication, modern information and communication technologies.

 

Глобальные информационные процессы накладывают свой отпечаток на все социальные явления и события, в том числе, и на процессы социализации. Эти изменения касаются всех аспектов социализации: институтов, агентов, каналов и механизмов. Масштабность такой трансформации в условиях информационного пространства вынуждает некоторых авторов говорить о социализации виртуальной (С. В. Бондаренко, А. В. Чистяков), информационной (инфосоциализации) (А. В. Авдеева, Е. П. Белинская, А. И. Гордин, Х. Т. Загладина, В. В. Жилкин), медиасоциализации (А. В. Петрунько, Л. А. Найденова, Л. Г. Черная), киберсоциализации (О. И. Воинова, В. А. Плешаков, Н. В. Угольков), интернет-социализации (А. И. Лучинкина, М. И. Середа, В. А. Петренко).

Виртуальная социализация рассматривается как процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований [9, с. 6].

Виртуальная социализация и виртуализация, рассматриваемая чаще всего в негативном плане, тесно связаны. Виртуализацией А. Бюль, автор теории «виртуального пространства», называет процесс подмены реального пространства пространством виртуальным, а А. Крокер и М. Вэйнстейн под виртуализацией понимают существование нового типа отчуждения, характеризующийся отдалением человека от собственного тела в процессе использования компьютерных технологий [Цит. по: 7].

Виртуальная социализация считается бесконтрольной и потенциально опасной стихийной социализацией подрастающего поколения, в силу возраста неспособного самостоятельно оценивать риски и ограничения в использовании Интернет-ресурсов [3, с. 83-84; 4]. Виртуальную социализацию, по мнению некоторых исследователей, следует рассматривать как наиболее острую по своему социокультурному и медико-физиологическому резонансу комплексную междисплинарную проблему изменяющейся теории воспитания [3, с. 84].

Инфосоциализация – это результат усвоения, а также готовность к воспроизведению и анализу личностью актуальной составляющей информационного опыта современного общества, включающего навыки работы с информацией и ИКТ [6]. Инфосоциализация по своему содержанию есть процесс информационного становления личности, осуществляющийся в двух сферах: информационной деятельности и информационных коммуникаций [1, с. 774]. Процесс инфосоциализации протекает поэтапно и включает в себя инфоадаптацию (приспособление к информационному пространству, требованиям и законам функционирования информационных потоков), инфоинтеграцию (включенность и самостоятельные интеракции индивида в информационном пространстве, сознательный выбор личностью видов и форм информационной деятельности) и инфоактивность (способность личности вносить перемены в информационное пространство, когда в этом есть необходимость и целесообразность) [1, 6].

Медиасоциализация (социализация под влиянием СМИ) заключается в приобретении личностью социального опыта преимущественно на основе искусственных медиарепрезентаций, в условиях отсутствия участия в этом процессе социализирующего окружения [9, с. 7]. Механизмами медиасоциализации являются механизмы копирования и внушения [10, с. 139].

Понятие киберсоциализации в научный оборот введено В. А. Плешаковым в 2005 году. Киберсоциализация (социализация личности в киберпространстве) рассматривается автором как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности [13, 14].

Автором предложена классификация факторов киберсоциализации. Так, он выделяет: мегафакторы (киберпространство, интернет, сотовую связь); макрофакторы (национальную доменную зону, почтовые сервисы интернет-среды, социальные сети интернет-среды, поисковые системы, файлообменные сети, интернет-рекламу, блогосферу, массовые он-лайн-игры); мезофакторы (вики-проекты и интернет-словари, интернет-телевидение и радио, IP-телефонию, форумы, чаты, интернет-магазины, интернет-аукционы, электронные платежные системы, компьютерные или консольные игры) и микрофакторы (программное обеспечение ПК и сотовых телефонов, персональную зону киберпространства, игровой персонаж в компьютерной игре) [13]. По мнению В. А. Плешакова, киберсоциализация – инновационный социально-педагогический феномен и важнейший современный вид социализации.

Термин «интернет-социализация» введен А. И. Лучинкиной в 2011 году с целью рассмотрения виртуального пространства как отдельного источника, несущего в себе функции института социализации современной личности. А. И. Лучинкина [9, 10] дала развернутое определение интернет-социализации и раскрыла ее основные механизмы, этапы и компоненты. Интернет-социализация, по ее мнению, – это процесс расширения социального опыта пользователя при вхождении в социокультурную среду Интернета, который происходит посредством усвоения информационных технологий, информационной культуры.

В ходе интернет-социализации особое значение приобретает личностная активность как внутренний субъективный фактор социализации, проявляющаяся в отношении к действию или поступку с помощью механизмов самовыражения, включенности, социальной фасилитации и конформности [9, с. 7; 10, с. 140]. Механизм самовыражения выражается в увеличении возможностей для проявления собственной активности в каком-то деле, поступке, отношении, создания новых виртуальных личностей, выборов новых стратегий поведения, новых способов самопрезентации. Включенность выражается в самостоятельном выборе пользователем какой-либо группы или темы, объема и качества информации о себе, степени включенности в социальные отношения в Интернете. Социальная фасилитация обеспечивает стимуляцию деятельности в сети, облегчая взаимодействие в сети и повышая эффективность деятельности. Конформность обеспечивает принятие норм неформальной группы и соглашение с ее правилами. Эти механизмы интернет-социализации лежит в основе конструирования виртуальной личности пользователем и ее социального пространства [9, с. 7].

Как мы видим из приведенных определений, все авторы сводят сущность введенных ими понятий к изменениям в сферах общения, деятельности и самосознания личности под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий, интернета и социальных сетей. Эти изменения касаются многих аспектов социализации, но суть социализации не меняется.

Изменение форм и способов представления информации, ее источников и содержания, объемов и скорости поступления, технологии получения и работы с информацией, принципов информационного взаимодействия выводят на передний план взаимоотношения индивидуумов, основанные на виртуальной природе [12, с. 128-130]. Характер отношений, особенно межпоколенный, в этих условиях меняется. Мы согласны с мнением А. А. Тимченко в том, что прогресс информационно-коммуникационных технологий приводит к своеобразной «коммуникативной блокировке», когда знания и опыт старших поколений не могут быть эффективно использованы молодежью, так как вследствие быстро развивающихся процессов социальной трансформации утрачивают свою значимость, а процесс социализации молодежи в этих условиях выглядит весьма сложным и противоречивым [15, с. 110-111].

Процесс социализации личности сегодня в значительной степени осуществляется в виртуальной реальности, создаваемой интернетом и виртуальными технологиями. Такие важные изменения требуют необходимости изменения всей системы образования как важнейшего элемента социализации индивида. Педагогическая деятельность по осуществлению социализации обучающихся должна быть направлена на внедрение социально-педагогических технологий позитивного использования интернета, информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей [11, с. 224].

Мы согласны с мнением И. В. Комаровой о том, что новые механизмы социализации и воспитания личности, связанные с современными информационно-коммуникационными технологиями, требуют использования в образовательном процессе более современных, технологичных, привлекательных для подростков форм образовательного взаимодействия, среди которых сетевые формы – наиболее эффективные и экономичные [8]. В то же время следует иметь в виду, что вторжение в жизнь человека виртуальных форм общения не отменяет необходимости и закономерностей «живого» общения между людьми. Более того, новые формы опосредованного общения базируются на опыте непосредственного общения человека, а все социально-психологические реакции и вытекающие из них социально-педагогические эффекты экстраполируются на все процессы, протекающие в информационной социализации [2].

Интернет занимает ключевую позицию в современном информационно-коммуникационном пространстве, обеспечивая доступ человека к медиа и информационным ресурсам различного типа и вида. Виртуальный мир отодвигает на второй план классические институты социализации – семью, школу, реальных друзей и сверстников [2 , с. 36]. Но интернет не должен заменить и подменить роль классических институтов (семьи, школы и др.) в социализации молодежи и что необходимо учитывать (и использовать) уникальный социально-педагогический потенциал социализирующей интернет-среды – ее доступность, мобильность и оперативность, относительную безопасность и анонимность, свободу самовыражения, способные активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации старших школьников в Интернете.

Вместе с тем, следует помнить о негативном влиянии интернета и компьютерных технологий. Социальные сети, будучи прогрессом для общества в целом, стали регрессом для межличностного общения между людьми. По мнению ученых, компьютеризация современного общества в ряде случаев приводит к стойкому зависимому поведению, сравнимому с любым другим видом аддикции.

Все это определяет значимость и остроту комплексной междисплинарной проблемы социализации подрастающего поколения в условиях информационных процессов.

Список литературы

  1. Авдеева, А.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс социализации [Текст]. / А.В. Авдеева, В.В. Жилкин, И.А. Юрина // Вестник Тамбовского государственного технического университета, 2012. – Т. 18. – №3. – С. 771-776.
  2. Баткаева, Е.Р. Феномен виртуализации: социологический аспект [Текст]. / Е.Р. Баткаева // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского, 2012. – № 28. – С. 35-37.
  3. Беляева, А.В. Профилактика интернет-зависимости подростков как проблема изменяющейся теории воспитания [Текст]. / А.В. Беляева, Е.А. Штакк // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2014. – № 4. – С. 82-87.
  4. Богдановская, И. М. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Текст]. / И. М. Богдановская, Г.Ю. Иконникова, Н.Н. Королева // Психологическая наука и образование psyedu.Ru, 2015. – Том 7. – № 1. – С. 1–11.
  5. Богдановская, И.М. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков. [Текст]. / И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект, А. Б. Богдановская // Психологическая наука и образование, 2013. – № 6. – С. 49-56
  6. Жилкин, В.В. Инфосоциализация в образовании [Текст]. / В.В. Жилкин. – СПб. : Наука, 2007. – 192 с.
  7. Иванов, Д.В. Виртуализация общества[Текст]. / Д.В. Иванов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 96 с.
  8. Комарова, И.В. Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении [Текст]. / И.В. Комарова // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 5. – С. 210.
  9. Лучинкина, А.И. Модель интернет-социализации личности [Текст]. / А.И. Лучинкина // Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве. – Симферополь, 2015. – С. 6-13
  10. Лучинкина, А.И. Особенности социализации интернет-пользователей [Текст]. / А.И. Лучинкина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология, 2016. – № 2(4). – С. 137-140.
  11. Маракушина, И.Г. Педагогические технологии позитивного использования социальных сетей [Текст]. / И.Г. Маракушина // Инновационные технологии в науке и образовании,. 2015. – № 1 (1). – С. 223-224.
  12. Муромцев, В.В. Особенности социализации личности в условиях современных виртуальных коммуникаций[Текст]. / В.В. Муромцев, А.В. Муромцева // Философские науки, 2012. – №9. – С. 127-133.
  13. Плешаков, В. А. Киберсоциализация человека в информационном пространстве [Текст]. / В.А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'2010, Матер. Всерос. научно-практической конф. ГорноАлтайск.: РИО ГАГУ, 2009 С. 51–52
  14. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека: монография [Текст]. / В.А. Плешаков; под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
  15. Тимченко, А.А. Социализация российской молодежи в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий как социальная проблема [Текст]. / А.А. Тимченко //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №3. – С. 110-112.
PDF