ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПО

Раздел: Модернизация профессионального образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Базайкина Т. В. , Вагайцева А. А.

УДК 378

А. А. Вагайцева, Т. В. Базайкина

A. A. Vagaytseva, T. V. Bazaykina

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СПО

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF STUDENTS SPO

Аннотация. В статье рассматриваются возможности дополнительного профессионального обучения для расширения компетенций учащихся СПО.

Annotation. The article considers the possibilities of additional professional training for expanding the competencies of students SPO.

 

Одним из основных социальных институтов, который обеспечивает развитие персональных способностей учащихся, являются учреждения дополнительного образования. Их особенность состоит в том, что обучающиеся имеют право самостоятельно выбрать вид деятельности и уровень сложности освоения образовательной программы дополнительного образования в определенной сфере.

Дополнительное профессиональное образование – это система образовательных программ, вид деятельности, которой, направлен на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения основного образования [1].

В современном мире помимо государственных учебных заведений, для взрослого населения существуют негосударственные образовательные учреждения по оказанию образовательных услуг [2]. Помимо этого, многие высшие и средние учебные заведения реализуют программы дополнительного образования (ДПО) в качестве второй специальности. Наиболее распространенными видами ДПО являются повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка.

Повышение квалификации – это вид ДПО, обеспечивающий новое качество выполнения работником профессиональных функций.

Профессиональная переподготовка – вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работ. Она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования или в ходе его.

Стажировка представляет собой форму повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности.

Основные цели системы дополнительного профессионального образования:

  • превращение системы в один из мощных факторов ускорения структурной перестройки производства;
  • приведение квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики;
  • подготовка кадров высшей квалификации;
  • увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей личности [4].

В основном существование и функционирование российской системы дополнительного профессионального образования лежит в русле общемировых тенденций по подготовке специалистов, которые вызваны изменением требований к работникам. Будущий работник должен быть развит во всех отраслях социальной и экономической сферы.

Именно дополнительное профессиональное образование является самым эффективным инструментом образования соответствующих новой системе квалифицированных кадров. Использование профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки рационально по причине низких временных затрат и мобильности программ.

 В настоящее время процесс обучения – это не просто обмен информацией между обучающимся и педагогом, но диалог учителя и ученика, опосредованный передачей информации. Дополнительное профессиональное образование по сравнению со вторым высшим образованием более содержательное, доступное, приспособлено к потребностям обучающихся и экономит временные ресурсы. На фоне появления новых технологий, система дополнительного образования требует непрерывного обновления. Это нужно для того, чтобы обеспечить учащихся необходимыми знаниями для активной жизни в развивающемся обществе.

Основная проблема образования состоит в получении и создании знания, которого нет, но нужда, в котором назрела, а не в усвоении огромного потока информации и постоянного увеличения его объема. Для того, чтобы решить данную проблему, необходимо отказаться от убеждения, что образование — это лишь способ или средство передачи новых знаний. Его основными особенностями являются:

  • главный упор делается на самостоятельную работу учащихся [3];
  • основной проблемой становится проблема качества обучения;
  • задачи обучения связаны с жизненными проблемами учащихся;
  • обостряются проблемы сочетания учебы с практической деятельностью;
  • усиливается индивидуализация обучения.

Таким образом, дополнительное образование существенно отличается от традиционного обучения. Отличие состоит в   новых отношениях субъектов образовательного процесса. Обучающийся приходит за знаниями, потому что надеется с их помощью решить собственные проблемы; педагог должен помочь ему в этом. Если обучающийся не получает тех знаний, которые ему необходимы, обучение прерывается.

В итоге, можно отметить, что развитие системы дополнительного профессионального образования направлено на решение следующих задач: организация формирования реального спроса на образовательные услуги системы дополнительного профессионального образования; реализация целенаправленных мер по развитию мотивации в профессиональном развитии и совершенствовании квалификации специалистов; создание центров для подготовки преподавательских кадров и их регулярное обучение; создание и адаптация информационной, технической и учебно-методической базы для системы дополнительного профессионального образования, позволяющей оперативно конструировать образовательные программы, обеспечивать качество обучения, соответствующее ожиданиям заказчиков и требованиям государственных образовательных стандартов. Дополнительному профессиональному образованию отведена важнейшая роль в развитии современного общества. ДПО призвано помочь личности свободно ориентироваться в новой социально-экономической и политической среде, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан.

Современные взгляды на систему дополнительного профессионального образования отличаются системным подходом, согласно которому ДПО является подсистемой непрерывного образования взрослых и, как следствие, воспроизводит общие для системы образования особенности и функции.

Данный вид образования не подразумевает переход на более высокую его ступень, но призван сопровождать человека на протяжении всей его жизни после получения диплома определенного уровня, позволяя сохранять профессиональную востребованность и конкурентоспособность [5]. Это и является главной ролью дополнительного профессионального образования в структуре общественного воспроизводства.

Под функциями дополнительного профессионального образования понимают его «назначение, значение, роль» для решения проблем экономического и общественного характера, а также проблем профессионального развития. Выделяют следующие основные функции дополнительного профессионального образования:

  • акмеологическая – формирующая иерархию ценностей, среди которых ведущее место занимает личностный и профессиональный рост.
  • компенсаторная – способствующая психологической компенсации неудач в семье, в обществе и т.д.
  • сервисная – предполагающая сочетание потребности реального сектора экономики в квалификации обучающихся
  • инновационная – способствующая изменению роли образования.
  • прогностическая – умение педагога предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и определить стратегию своей деятельности.
  • консалтинговая – оказывающая содействие в решении задач вхождения на мировой рынок образовательных услуг.

Как было указано выше, предполагает расширение возможностей обучающихся, позволяет в ходе основного образования получить дополнительные компетенции для будущей профессиональной деятельности. Для реализации этой цели была разработана программа дополнительного курса. Разрабатываемая программа курса «Технология аэрографии» может быть использована в качестве дополнительной дисциплины в колледжах по направлению «Транспорт» для повышения квалификации будущих специалистов. Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Целью освоения курса является формирование у обучающихся комплексных теоретических знаний и практических умений в области аэрографии автомобиля.

Для достижения поставленной цели в курсе решаются задачи:

  • Формирование практических умений и теоретических знаний в области аэрографии автомобиля.
  • Формирование умений использования на практике полученные знания.
  • Развитие профессиональных навыков.
  • Освоение технологии нанесения аэрографии.

В результате освоения программы курса учащиеся должны знать историю развития, классификацию видов и технологические особенности нанесения аэрографии; уметь самостоятельно наносить изображение на автомобиль и выбирать качественные инструменты для аэрографии.

Таким образом, дополнительное профессиональное образование играет большую роль в усовершенствовании образования как наиболее эффективная сфера развития социального самоопределения. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" дополнительное профессиональное образование призвано решать задачи переподготовки: «Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».

Список литературы

  1. Анализ системы дополнительного образования в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://old.moluch.ru/archive/40/4761/.
  2. Аксенова, О. А. Корпоративная система генерации знаний: формирование и методы управления [Текст]. / О. А. Аксенова. – СПб.: ГПУ, 2008. – С. 31.
  3. Базайкина, Т.В. Использование фреймовой технологии при организации самостоятельной работы студентов [Текст]. / Т.В. Базайкина. // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Межвузовский сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого. – 2011. – С. 35-38.
  4. Подчалимова, Г.Н. Дополнительное профессиональное образование [Текст]. / Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова, В.И. Ильина. – 2007.
  5. Луобикене, И. Мотивы обучения взрослых [Текст]. / И. Луобикене, Э. Буткявичуне // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 140-143.
PDF