ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Общие проблемы педагогики

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Кусаинов Аскарбек Кабыкенович

УДК 371

А. К. Кусаинов

A. K. Kusainov

ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

FUNDAMENTALS OF IMPROVING THE QUALITY OF SECONDARY EDUCATION

Аннотация. В статье анализируется качество современного образования школьников Казахстана в сравнении с качеством образования в других странах, исходя из подходов к оценке качества образования в различных международных исследованиях. Полученные данные позволили выявить проблемы, которые необходимо решить для повышения качества образования в Казахстане. Чтобы качество среднего образования повысилось, эти проблемы должны решаться комплексно.

Annotation. The article analyzes the quality of modern education of Kazakhstan students in comparison to the quality of education in other countries, based on the approaches to assessing the quality of education in various international studies. The findings revealed the problems that need to be addressed to improve the quality of education in Kazakhstan. To the quality of secondary education has increased, these problems must be addressed comprehensively.

Ключевые слова: качество образования, стандарты, учебные программы, духовно-нравственные качества, интеллектуальное развитие, подготовка учителя, новое содержание образования, мониторинг качества образования.

Keywords: quality of education, standards, training programs, spiritual and moral qualities, intellectual development, teacher training, new curriculum, monitoring the quality of education.

 

Качество образования является основой будущего любой страны, ее процветания и Государственной безопасности.

Чтобы убедиться в правильности проводимых работ, многие страны мира, принимая участие в Международных исследованиях по определению конкурентоспособности и оценки качества образования PISA, TIMSS и других исследованиях, сравнительно оценивают ситуации в своей стране.

Мы тоже внимательно изучили эти показатели. Однако, они оказались намного ниже, чем средний результат по странам ОЭСР. Изучая результаты PISA, TIMSS, PIRLS за последние 10–12 лет, определили страны-призеры, учащиеся которых стабильно показывают высокие результаты и определили факторы, обеспечивающие их успешность и эффективность [1].

 Изучили исследования ученых других стран. Сотрудники компании McKinsey&Company М. Барбер, М. Муршед, Ч. Чийоке и другие, чтобы ответить на вопросы: «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» и «Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться» детально изучили систему образования 45 стран мира [2, 3].

Изучили и то, что было сделано в Казахстане за годы независимости.

На основе таких исследований пришли к тому, что система образования является сложной комплексной системой и состоит, как и другие сложные системы, из многих составляющих (подсистем). Чтобы повысить качество образования, необходимо повысить качество всех ее составляющих, только тогда повысится качество образования.

Составляющими качества образования, по нашему определению, являются: стандарты и учебные программы; учебная литература; профессионализм педагогических кадров; мониторинг образования; духовно-нравственное и патриотическое воспитание; НИР в области образования; система управления; материально-техническая база. Системно не обеспечив качество всех составляющих, невозможно повысить качество образования.

На основе изучения Отечественного и  лучшего зарубежного опыта, для повышения качество этих составляющих должны бытьвыполнены следующие работы.

Повышение качества стандартов и учебных программ. В настоящее время занятия в школах проводятся на основе знания центрической парадигмы, чтобы повысить качество образования при  переходе на 12-летнее образование необходимо, чтобы занятия были проведены на основе парадигмы, ориентированной на результат с формированием компетенции учащихся. Ее конечная цель заключается в том, чтобы каждый ученик полученное знание смог принимать, связывая с реальной жизненной ситуацией.

Такое содержание образования в течение многих лет используется в таких странах, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Финляндия, где качество среднего образования сильно развито.

В целом, нельзя допускать того, чтобы дети с раннего возраста были перегружены тяжелыми для усвоения предметами, так как это крайне отрицательно действует на их психофизиологическое и умственное развитие, а также ограничивает их стремление к получению знаний. Вместе этого надо уделять больше внимания на изучение предметов, формирующих духовно-нравственные качества, интеллектуальное развитие, в начальной школе надо дать преимущество на изучение родного языка.

Повышение качества учебной литературы. Для обеспечения высокого качества учебной литературы надо добиться того, чтобы были организованы единые авторские коллективы для разработки линейных учебников или инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) по одному предмету для всех классов обучения, повысить практическую, компетентностнообразующую направленность материалов и увеличить удельный вес различных творческих задач; реализовать технологию интерактивного обучения, формировать инновационную культуру.

При создании учебника вместе с ним для него надо создать мультимедийное учебное пособие. В нем системно должны быть представлены из интернета все необходимые для этого учебника материалы. Это окажет существенную помощь для получения по каждому предмету глубоких знаний.

Повышение качества профессионализма педагогических кадров. Работу по повышению профессионализма педагогических кадров необходимо проводить в двух направлениях: повышение качества подготовки педагогических кадров и повышение компетентности учительских кадров.

Повышение качества подготовки педагогических кадров является большой самостоятельной программой. Перед нами стоит проблема – в первую очередь, повысить профессиональную компетентность учителей, которые будут работать в 1-ом классе 12-летней школы. Не секрет, что в силу ряда объективных и субъективных причин профессиональная компетентность учительских кадров в Казахстане снизилась.

Исследования сотрудников компании McKinsey&Company М.Барбер и М.Муршед, показали, что если 8-летним ученикам средних способностей дать разных учителей: одного – высокой, а другого – низкой квалификации, то результаты обучения учащихся разойдутся за три года на 53 процентов. Учащиеся, в классах высококвалифицированных учителей, прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. Учащиеся, плохо успевавшие в возрасте 11 лет, имеют лишь 25-процентные шансы получить необходимый уровень знаний, согласно стандартным требованиям в возрасте 14 лет.

Доказано, качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей, и единственным способом улучшения результатов обучения является улучшение преподавания. Выявлено, что одно неправильное кадровое решение может привести к сорока годам плохого преподавания. Поэтому в странах-призерах в области образования в начальных классах в основном преподают магистранты и их готовят к проведению занятий так, как готовят хирургов к проведению операции.

В целом, надо добиться того, чтобы во всех классах, которые будут заниматься по новому содержанию образования, работали учителя с высокой профессиональной компетентностью. Только таким образом, проведя работу системно, можно повысить качество образования.

В странах-призерах в области образования, чтобы направить и облегчить работу учителей по повышению качества проводимых уроков на основе Государственного заказа, разрабатываются примерные поурочные планы и учебно-методические материалы. Для тех, кто по-настоящему хочет работать учителями, осуществляется всемирная поддержка и помощь в улучшении качества проводимых им занятий без критики, без унижения, но с особой заботой. Мы должны учитывать этот положительный опыт.

Повышение качества мониторинга образования. Во всех эффективных системах признается, что нельзя усовершенствовать то, что не было предварительно измерено. Поэтому в ведущих странах мира уделяется больше внимания на создание системы мониторинга качества образования. Чтобы повысить качество любой вещи, необходимо ее правильно оценить, выявить недостающие стороны и определить, что надо сделать. Система образования тоже подчиняется этому принципу.

Международные исследования оценки качества образования PISA, TIMSS, PIRLS и другие основаны на применении передовых методов педагогических измерений.  

Чтобы повысить качества образования необходимо добиться получить   объективные оценки учебных достижений учащихся по различным предметам. Это является очень сложной проблемой. Но если она не будет решена, то мы не сможем дать объективную оценку своим действиям, будем чувствовать себя как путник, находящийся в темном пространстве без каких-либо ориентиров. Невозможно повысить качество любого дела, который правильно не оценен.

Повышение качества духовно-нравственного и патриотического воспитания личности. Страны-лидеры в области образования уделяют особое внимание воспитанию творческой, духовно богатой и интеллектуально развитой личности, умеющей сохранять и преумножать духовное наследие поколений, определять национальные приоритеты. В этих странах около 50% учебной нагрузки в учебном плане начального образования уделено на изучение предметов, формирующих духовно-нравственные ценности и физические качества учащихся.

Великий мыслитель Мишель Монтень подчеркивал: «Величайшее недомыслие - учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях». Император Мэйдзи писал: «Люди должны сначала воспитать в себе духовность и придерживаться моральных устоев, а затем они могут усвоить различные предметы в соответствии со своими способностями».

В Казахстане, исторически, идеи образования всегда опирались на прочные духовно-нравственные ориентиры. Самобытная духовная философия казахов пронизана любовью к родной земле, мудростью, терпимостью. Но, к большому сожалению, на основе объективных и субъективных причин, многие ценности у нас потеряны, забыты и идеологизированы. В последнее время не уделяется достаточное внимание на духовно-нравственное воспитание молодежи. Основной упор делается на получение образовательных достижений, т.е. к сдаче экзаменов и получению хороших оценок.

На наш взгляд, необходимо прививать учащимся такие высоконравственные и патриотические чувства, как уважение родителей, любовь к Родине, знание и развитие культуры и истории; сохранение единства страны, толерантности и дружбы народов; духовное богатство, трудолюбие, сохранение здоровья и окружающей среды; владение казахским и иностранными языками, получение качественного образования.

Повышение качества НИР в области образования. Чтобы повысить качество среднего образования, необходимо провести научно-исследовательские работы, исходя из поставленных целей, так как уровень развития качества системы образования зависит от уровня достижений педагогической науки. Нужно уделить больше внимание на изучение проблем разработки стандартов и учебных программ, осуществляющих переход на личностно-ориентированную парадигму с доминирующим компетентностным подходом, созданию научно-практических основ разработки ИУМК, созданию системы оценки качества образования.

Научно-исследовательские и экспериментальные работы должны быть проведены в опережающем режиме, чтобы их результаты своевременно были использованы в реальной практической деятельности.

Повышение качества системы управления. Эффективность системы управления образованием зависит от обеспечения преемственности в управлении системой образования, начиная от руководства уполномоченного органа, включая руководство отдельно взятой школы.  

Основная работа в повышении качества образования осуществляется в школах. А качественное их выполнение непосредственно зависит от деятельности директора школы. Поэтому директор школы является ключевой фигурой в обеспечении качества образования. В странах-призерах в области образования директорами школ назначаются опытные завучи, а завучем может быть назначен лучший методист, а методистами могут стать только лучшие учителя школ. На наш взгляд, можно перенять опыт этих стран и при назначении директоров школ, особое внимание необходимо уделить на их педагогический профессионализм и компетентность.

Повышение качества материально-технической базы. Правительство Казахстана уделяет большое внимание повышению материально-технической базы системы образования в целом, среднего образования – в частности. Необходимо повысить уровень материально-технического снабжения средних школ, в особенности малокомплектных школ, находящиеся в сельской местности.

*      *      *

В свое время Директор международного института планирования образования Ж. Аллак отметил: «Опыт многих стран подсказывает, что главная причина сложности образовательного процесса лежит не только в финансах, но и в трудностях, которые нельзя решить денежными инъекциями». Его предшественник Ф. Г. Кумбс конкретизировал эту мысль: «Для того, чтобы совладать с кризисом, каждой системе образования понадобится многое такое, что вряд ли можно приобрести за деньги идеи, смелость, решимость, способность критической самооценки в сочетании со стремлением к поискам и изменениям».

Чтобы повысить качество всех составляющих системы образования необходимо мобилизовать усилия и обеспечить эффективную деятельность большого коллектива ученых и учителей, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений, авторов учебников и издательств, педагогических коллективов и общественности.

Список литературы

  1. Кусаинов, A. К. Качество образования в мире и в Казахстане: монография [Текст]. / A. К. Кусаинов. – Алмааты: АНОО «Издательский центр ИЭТ», 2013. – 196 с.
  2. Barber, M. Consistently high performance: Lessons from the world's top performing school systems [Текст]. / M. Barber, M. Murshed. – McKinsey&Company. June 2007. – С. 7–60.
  3. Barber, M. How the worlds most improved school system keep getting better [Текст]. / M. Barber, M. Murshed, Ch. Chijioke. – McKinsey and Company. November 2010. – 126 с.
PDF