СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ И УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)

Журнал: Математика, физика, технология: проблемы и перспективы современного образования

28 февраля 2017 г.

Авторы: Махова Светлана Васильевна

УДК 37.016:62

С. В. Махова

Махова Светлана Васильевна, учитель технологии МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк.

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ И УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. Тема, затронутая в статье, касается работы с одарёнными детьми на уроках технологии, направленной на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Также в статье представлены формы и методы работы с детьми. Поднимается вопрос о необходимости создания условий для возможности нестандартного мышления учащихся.

Ключевые слова: одарённый ребенок, одарённость, творческая образовательная среда, урочная и внеурочная деятельность, ФГОС, ситуация успеха, ключевые компетенции, универсальные учебные действия.

 

В условиях модернизации и инновационного развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Особое значение в формировании такой личности в школе занимает работа с одарёнными детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который имеет внутренние предпосылки для особых достижений в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды ребенка, опосредованного игровой, учебной, трудовой деятельностью. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей в образовательной среде, является исключение неограниченной власти учителя, задающего ученику жесткие границы, подавляя, таким образом, его учебную и творческую инициативу. Нужно помнить, что сущность этой среды – совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей. Кроме того, важной составляющей является доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка непосредственно в процессе выполнения творческих заданий.

Стандарты нового поколения требуют преобразования школьной образовательной среды. Развивающая образовательная среда должна как минимум:

  • мотивировать продуктивное, инициативное ученическое действие;
  • стимулировать индивидуальный рост ученика через предоставление возможности каждому предъявить собственную позицию;
  • создавать условия, при которых учителя смогут демонстрировать не только и не столько свою выучку, а образцы продуктивной творческой работы не по шаблону.

Это может быть достигнуто путём:

  • создания для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  • включения в учебный план факультативных и элективных курсов, профильного и углубленного изучения предметов школьной программы;
  • организации научно-исследовательской деятельности;
  • организации и участия в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • мониторинга формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
  • организации эффективного взаимодействия педагогов.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и методы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Организуя учебное занятие, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого нужно использовать различные методы работы с обучающимися на уроке. Уровень творческой активности у всех детей разный, поэтому и задания должны быть предложены разные, чтобы дети получали возможность выбора. Уроки технологии как нельзя лучше способствуют этому.

Это могут быть: эвристическая беседа, вариативные упражнения, исследование, проблемное изложение, что способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека. Существуют различные методы стимулирования обучения:

  1. создание ситуации успеха;
  2. деловые и познавательные игры;
  3. введение жизненных ситуаций;
  4. стимулирование занимательным содержанием и предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную, творческую.

При подготовке к занятию стоит продумывать, каких продвижений в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников нужно добиваться на данном уроке, какие для этого использовать методические приемы.

Главным принципом работы с одарёнными детьми является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Предоставление таких возможностей реализуется через разнообразные формы работы с одаренными детьми: урочную и внеурочную деятельность.

Урочная форма характеризуется:

  • обучением с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • организацией временных групп;
  • свободным самообразованием;
  • исследовательской деятельностью.

Необходимо отметить, что если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский назвал «зоной потенциального развития».

Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, «добрать» недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность. Среди большого спектра элементов такой деятельности можно выделить: проведение предметных недель технологии, олимпиады по технологии, творческие мастерские, кружки по интересам, творческие конкурсы различного уровня, научно-практические конференции. Эти события и мероприятия позволяют реализовать основные цели развития творческих способностей учащихся:

  • приобщение учащихся к творческой работе;
  • привитие интереса к творчеству, поиску;
  • развитие навыков созидания, самореализации.

Для достижения высокой результативности работы с одарёнными детьми необходимо создать определенные условия для формирования нестандартного мышления учащихся. Для этого могут быть использованы такие методы работы с одаренными детьми, как анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, анализ литературных источников, творческие работы, задания, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы [1].

Работа с творческими и одаренными детьми диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды посредством повышения своей профессиональной компетентности через семинары и обучающие курсы. Современная материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт возможность расширить диапазон индивидуального образования, используя общение по электронной почте, через веб-камеру и т. д. Поэтому необходимо наличие соответствующей материальной базы в школе, а также использование информационной среды образовательного учреждения.

Ориентиром в решении поставленных задач могут стать следующие критерии эффективности:

  1. высокий уровень познавательного интереса к предмету «Технология»;
  2. участие в олимпиадах, в различных Интернет-проектах, конкурсах по технологии;
  3. степень сформированности универсальных учебных действий (УУД);
  4. раскрытие творческого потенциала;
  5. широта проявления творчества, креативности в различных видах деятельности.

Бесталанных детей нет, есть скрытая одаренность, и нужно научить детей раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Список литературы

  1. Каптюк, Т. В. Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/mietody-i-priiemy-raboty-s-odariennymi-diet-mi.html
PDF